Воспоминание великого и страшного трясе ния - Дневник садовода parnikisemena.ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминание великого и страшного трясе ния

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Патриаршего совета по культуре

Святейший Патриарх Кирилл посетил финальный этап X турнира по русскому хоккею на Красной площади

Святейший Патриарх Кирилл вручил С.В. Кириенко орден прп. Серафима Саровского III степени

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В праздник Сретения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля

Архив

Богослужебные указания за 8 ноября 2015 года

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния.

Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.

Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой вмч. Димитрия Солунского и службой в воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде1 (по Марковой главе Типикона под 26 октября: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся великому́ченика Дими́трия Селу́нскаго, и трясе́ния в Неде́лю»).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, трясения, глас 2-й и глас 6-й – 3 (см. на стиховне великой вечерни, без стиховных стихов), и великомученика, глас 2-й и глас 8-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3.

На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Стеце́мся ве́рою и любо́вию…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней. »2 .

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Име́ет у́бо Боже́ственнейшая твоя́ душа́…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во. »3 .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь великомученика, глас 3-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4 .

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален великомученика по 1-м стихословии, глас 4-й: «Дими́трия днесь страстоте́рпца…», седален великомученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Па́мять твоя́, сла́вне…». «Слава» – седален великомученика по полиелее, глас 8-й: «Сия́ния чуде́с…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), трясения на 4 и великомученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак трясения, глас 6-й5 , кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален трясения, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – светилен трясения.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и великомученика, глас 4-й6 – 4 (со славником и припевами своими; припевы великомученика см. в Минее в стихирах на стиховне малой вечерни7 ). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь трясения. Кондак трясения.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак великомученика.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь трясения. Кондак воскресный8 .

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак трясения.

На Литургии блаженны гласа – 4, трясения, песнь 3-я – 4, и великомученика, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки9 :

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь трясения, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак трясения. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

Прокимен и аллилуиарий – трясения и великомученика.

Апостол и Евангелие – трясения, дня (под зачало) и великомученика.

Примечание. «Ряд же, Апо́́стол и Ева́́нгелие, чтем под зача́́ло» (Типикон, 26 октября, Маркова глава, 2-е «зри»).

Читать еще:  Можно ли есть яйца во время поста

Причастен – воскресный (и трясения): «Хвали́те Го́спода с Небе́с. », и великомученика: «В па́мять ве́чную. ».

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 215–216.

2 Там же. С. 61–65, 782.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».

5 Расширительно толкуя схематичные указания Марковой главы Типикона под 26 октября относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым пение кондака трясения перед кондаком великомученика (ср. с указаниями о кондаках на часах и на Литургии). Ср.: Устав. М., 1641. Л. 224–228.

6 Хвалитные стихиры великомученика, глас 5-й: «Прииди́, му́чениче Христо́в. », и проч., не поются.

7 Ср.: Устав. М., 1641. Л. 224–228.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 280.

8 ноября. Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде в 740 году

Аудио

Сегодня Церковь совершает память: святых начала IV века: вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) и мч. Луппа Солунского.

Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде в 740 году.

Прп. Афанасия Мидикийского, подвижника IX века. Прп. Феофила Печерского, архиепископа Новгородского XV века, в Дальних пещерах почивающего. Прп. Димитрия Бассарабовского, XVII века.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня вспоминается великое и страшное землетрясение, бывшее в Царьграде в 740 году. В том году оно поразило Константинополь и многие города Византийской империи. В столице рухнула часть башен Феодосиевой стены, были разрушены многие здания. Это было знамением конца царствования гонителя православных святынь иконоборческого императора Льва III Исавра, умершего через несколько месяцев после этого события. В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.

Братья и сестры, церковный человек всегда должен понимать, что всякое происшествие и тем более глобальное событие имеет духовный смысл. Конечно, не стоит давать толкования на скорую руку, делать это должны духовно опытные люди. Но каким образом люди в Церкви набираются духовного опыта? Давайте порассуждаем о православной христианской мистике и духовной практике. Чтобы о них говорить, нужно внутренне абстрагироваться от «замыленных» значений очень многих современных слов и понятий.

В качестве основополагающих можно выделить следующие православные духовные делания: Таинство Евхаристии (или литургию), Таинство исповеди, молитву и пост.

Сначала хотелось бы поговорить о Таинстве исповеди. Для этого нужно разобраться со значением трех, как я сказал, «замыленных» ныне слов: грех, покаяние и наказание. Человек, вставший на путь поиска Воли Божией, особенно в начале воцерковления, много ошибается и уклоняется с пути, уклоняется от цели. Слово «грех» в греческом оригинале звучит так: амартия, что переводится как «не попадание в цель», «промах». То есть грех – это не столько нарушение религиозных норм или законов, сколько уклонение от истинного пути человека.

Человеку, уклонившемуся со своего пути, нужно покаяние. Покаяние – по-гречески метанойя – переводится как «изменение ума». Это не просто сожаление о чем-то, это переосмысление всей своей жизни и отдельных поступков, наделение их новым смыслом. Чтобы помочь человеку совершить это изменение ума, ему нужно наказание.

Мы в Церкви пользуемся церковнославянским языком, он гораздо глубже и стабильнее русского, но большая беда в наше время – паронимы, слова, звучащие одинаково в славянском и русском, но имеющие разный смысл. Вот определение слова «наказание» из церковнославянского словаря паронимов О.А. Седаковой: «наказание – это 1. вразумление, назидание. 2. наказ». То есть в Церкви нет того жестокого значения слова, что живет в современном русском.

Если подытожить, то человеку, уклонившемуся со своего пути спасения, нужно изменение ума, а оно происходит при помощи Божественного вразумления, назидания. Не спорю, вразумление может быть достаточно жестким, если человек слишком горд, чтобы слышать и видеть Божественные знаки. Чтобы облегчить и упростить процесс вразумления, Святая Церковь предлагает человеку прибегнуть к Таинству исповеди, где он перед Богом изъявляет желание вразумиться, а Бог при помощи получивших специальное посвящение священников открывает человеку дорогу к возвращению на путь спасения. Хотя со стороны исповедь может выглядеть банально, но это действительно великое таинство, и в нем непосредственно действует Сам Бог.

А самое главное и возвышенное Таинство Церкви – это Святая Евхаристия (от греческого – «благодарение») или литургия (от греческого – «общее дело»). Тут нам нужно обратиться к основам нашего богословия. По сути своей христианство требует веры только в один исторический факт – воскресение Иисуса Христа, все остальное вытекает из этого факта и познается опытным путем. Почему это так принципиально? Бог, Творец времени, пространства и всего существующего, открыл о Себе, что хотя Он принципиально Один, но в Себе содержит Три Ипостаси или Три Личности. То есть как для человека нормально иметь две руки, также и Богу естественно иметь в Себе Три Личности, совершенные, нераздельные, но и несливающиеся, Которые мы называем Отцом, Сыном и Святым Духом. Конечно, в этих именах есть некая условность, и часто мы используем другие имена, такие как Вседержитель – для Отца, Логос – для Сына, Утешитель – для Святого Духа.

Читать еще:  Картинки с великой пасхой

Так вот, мы верим, что Иисус Христос – это Вторая Ипостась Святой Троицы, воплотившаяся для того, чтобы нас спасти, открыть нам прямой путь к Творцу и вечному блаженству с Богом. Он не только воплотился, Он принципиально в Себе соединил непостижимую Божественную природу и нашу, человеческую. А факт Его воскресения и вознесения говорит о том, что это соединение никуда не пропало, оно действенно и в наше время. А накануне своих крестных страданий Господь Иисус Христос со Своими учениками совершил Вечерю. На ней Он взял хлеб и вино, и назвал их Своими Телом и Кровью. Но Он не просто назвал, они действительно стали таковыми. Конечно, речь не о мясе и о плазме крови с эритроцитами. Видимо они остались хлебом и вином, но по сути своей они измелись, преложились, они обрели Божественную природу. Это открыло возможность человечеству таинственно приобщаться Самого Бога. Но Вечеря Господня не закончилась тогда, она продолжается вечно, мы продолжаем ее и сейчас на литургии в Таинстве Евхаристии.

И каждому из перечисленных аспектов духовной жизни выделяется особое место у разных христиан. Так, обожение путем исихии или умного делания гораздо удобнее и возможнее для монахов-отшельников, пустынников, коими полна, например, святая Гора Афон. Приоритет Таинства покаяния часто наблюдается у монахов общежительных монастырей, где во главу угла ставится связка духовник–послушник. А Святая Евхаристия должна встать на первое место у большинства верных христиан, потому как при житейских заботах, живя в миру, трудно без благодатной помощи двигаться по пути спасения. Кстати, слово «спасение» тоже почти потеряло в наше время исконный смысл, ведь спасение – от греческого слова «сотерия» – это исцеление, восстановление целостности человека в общении с Богом и святыми.

Воспоминание великого и страшного трясе ния

КАНОНИЗИРОВАННЫЕ И ПРАЗДНУЕМЫЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ:

* Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, великомученик (+ около 306 года) [+ 306 год]*.
* Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740 год).

* Феофил Печерский, Новгородский, архиепископ, преподобный, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ 1482 год).
* Лупп Солунский (Фессалоникийский), мученик (+ около 306 года) [+ 306 год]*. Вторая память в году.
* Афанасий Мидикийский , преподобный (+ около 814 года) [+ 814 год]*.
* Димитрий Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский, преподобный (+ 1685 год).

ТАКЖЕ В СОБОРЕ ВОЛОГОДСКИХ СВЯТЫХ:

* Димитрий Цилибинский (Вологодский), преподобный (+ XIV век) [+ 1398 год]*.

ТАКЖЕ В СОБОРАХ ВОЛОГОДСКИХ И СМОЛЕНСКИХ СВЯТЫХ:

* Антоний Вологодский, Великопермский, епископ, святитель (+ 1588 год).

ТАКЖЕ В СОБОРЕ АФОНСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ:

* Иоасаф Афонский, преподобномученик (+ 1536 год).

(К началу страницы)

НА ПУТИ К КАНОНИЗАЦИИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (молимся сугубо, по желанию):

* Гликон, усеченный мечом, мученик (+ ? год) [+ 302 год]*.
* Артемидор, усеченный мечом, мученик (+ ? год) [+ 309 год]*.
* Василий, усеченный мечом, мученик (+ ? год) [+ 309 год]*.
* Аманд Страсбургский, епископ, святитель (+ около 355 года) [+ 355 год]*.
* Кедда Ластингемский, епископ, святитель (+ 664 год).
* Аманд Вормсский, епископ, святитель (+ около 673 года) [+ 673 год]*.
* Эта Хексхэмский, Линдисфарнский, епископ, игумен, святитель(+ около 686 года) [+ 686 год]*.
* Альбуин (Витта) Мюрабургский, епископ, святитель (+ 746-747 годы) [+ 747 год]*.
* Александр (Окропиридзе) Гурийско-Мингрельский, епископ, святитель (+ 1907 год).

ЭТОТ ДЕНЬ В ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ:

21-я пятница по Пятидесятнице.

Тропарь Животворящему Кресту Господню (пятницы), глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Животворящему Кресту Господню (пятницы), глас 4:

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

1205 лет со времени отшествия ко Господу Афанасия Мидикийского, преподобного (+ около 814 года) [+ 814 год]*.

Тропарь преподобному Афанасию Мидикийскому, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// Темже и со ангелы срадуется, преподобие Афанасие, дух твой.

Кондак преподобному Афанасию Мидикийскому, глас 2:

Чистотою душевною божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко,/ пробол еси бесовская ополчения,/ Афанасие, отче наш,// моли непрестанно о всех нас.

Читать еще:  Можно ли расписываться в пост в декабре

1710 лет со времени отшествия ко Господу Артемидора, усеченного мечом, мученика (+ ? год) [+ 309 год]*.
1710 лет со времени отшествия ко Господу Василия, усеченного мечом, мученика (+ ? год) [+ 309 год]*.
1355 лет со времени отшествия ко Господу Кедды Ластингемского, епископа, святителя (+ 664 год).

ИЗ ЛЕТОПИСИ ПРАВОСЛАВИЯ:

25 лет назад (1994 год):

* В городе Гдов Псковской области освящена соборная церковь в честь иконы Державной Божией Матери.
* В селе Столыпино Саратовской области освящён закладной камень под строительство церкви во имя благоверного великого князя Димитрия Донского.
* В городе Таштагол Кемеровской области в церкви великомученика Георгия Победоносца совершено первое Богослужение.
* В Ломоносове (Санкт-Петербург) православным верующим возвращено полуразрушенное здание Троицкой церкви на городском кладбище.
* Диакон Петр Кулинич рукоположен в сан пресвитера (впоследствии протоиерей, настоятель Троицкой церкви города Белорецк (Башкирия).
* Псаломщик Михаил Петанов рукополоэен в сан диакона (впоследствии Иеродиакон Макарий, клирик Покровской церкви Еревана). Погиб в 2006 году.

(К началу страницы)

Наше время требует от нас уже беспрерывных молитв:
Домашнее Богославословие 26 октября (08 ноября):

18:00 Вечернее правило 1 .
Подготовка к предстоящему воскресному причастию: чтение канона, акафиста или молитв Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

21:00 Вечернее правило 2 .
* Псалтирь ( псалом 123 ).
* Ветхозаветные чтения: Книга пророка Исаии, глава 35 .

24:00 Полунощница .
* Откровение святого Иоанна Богослова: глава 6 .

03:00 Молитвы на потребу.

06:00 Утреня (шестопсалмие) и час первый .
Час первый: тропарь и кондак Животворящему Кресту Господню (смотрите выше).

09:00 Час третий : тропарь и кондак Животворящему Кресту Господню (смотрите выше).
* Чтение Апостола (Деяния Святых Апостолов, глава 6 ).
* Чтение Евангелия (От Матфея Святое Благовествование, глава 13 ).
Обедница .

12:00 Час шестой : тропарь и кондак Животворящему Кресту Господню (смотрите выше).

15:00 Час девятый : тропарь и кондак преподобному Афанасию Мидикийскому (смотрите выше).

Примечание: между часами — постоянная внутренняя молитва Иисусова.

(К началу страницы)

2020 год:

1280 лет со времени великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740 год).

335 лет со времени отшествия ко Господу Димитрия Басарбовского (Бассарабовского), Болгарского, преподобного (+ 1685 год).

1665 лет со времени отшествия ко Господу Аманда Страсбургского, епископа, святителя (+ около 355 года) [+ 355 год]*.

(К началу страницы)

2021 год:

1715 лет со времени отшествия ко Господу Димитрия Солунского (Фессалоникийского), Мироточивого, великомученика (+ около 306 года) [+ 306 год]*.

Тропарь великомученику Димитрию Солунскому (Фессалоникийскому), глас 3:

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.

Кондак великомученику Димитрию Солунскому (Фессалоникийскому), глас 2:

Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.

1335 лет со времени отшествия ко Господу Эты Хексхэмского Линдисфарнского, епископа, игумена, святителя (+ около 686 года) [+ 686 год]*.
485 лет со времени отшествия ко Господу Иоасафа Афонского, преподобномученика (+ 1536 год).

(К началу страницы)

2022 год:

540 лет со времени отшествия ко Господу Феофила Печерского, Новгородского, архиепископа, преподобного, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ 1482 год).

Тропарь преподобному Феофилу Печерскому, Новгородскому, глас 4:

Правило веры, и образ кротости,/ и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси,/ уча е выну смирению,/ не мудрствовати еже высокая,/ сего ради стяжал, яже желаше,/ отче святителю Феофиле,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феофилу Печерскому, Новгородскому, глас 4:

Яко воистинну по имени своему ты,/ Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюдши,/ явися тебе Христос Спас,/ обещая ти Живот и Царствие Свое,/ в немже, днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих.

1720 лет со времени отшествия ко Господу Гликона, усеченного мечом, мученика (+ ? год) [+ 302 год]*.
1275 лет со времени отшествия ко Господу Альбуина (Витты) Мюрабургского, епископа, святителя (+ 746-747 годы) [+ 747 год]*.
115 лет со времени отшествия ко Господу Александра (Окропиридзе) Гурийско-Мингрельского, епископа, святителя (+ 1907 год).

(К началу страницы)

2023 год:

1350 лет со времени отшествия ко Господу Аманда Вормсского, епископа, святителя (+ около 673 года) [+ 673 год]*.
625 лет со времени отшествия ко Господу Димитрия Цилибинского (Вологодского), преподобного (+ XIV век) [+ 1398 год]*.
435 лет со времени отшествия ко Господу Антония Вологодского, Великопермского, епископа, святителя (+ 1588 год).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector