В тексте упоминается имя архитектора построившего храм - Дневник садовода parnikisemena.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В тексте упоминается имя архитектора построившего храм

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Читать еще:  Можно ли расписываться в великий пост

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также:

7 интересных фактов о храме Василия Блаженного

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

Читать еще:  Можно выходить замуж в пост

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Призраки прошлого. Собор Василия Блаженного.

А давайте я вам задам вопрос, как раньше выглядел храм Василия Блаженного? Каким его на самом деле в 1561 голу по окончанию строительства увидел царь Иоанн Васильевич (Иван IV Грозный), по заказу которого он и был построен?

Поверьте мне, он выглядел выглядел совершенно иначе!

Тут же на меня обрушится шквал критики от какого-нибудь «знатока» истории и архитектуры. Какой-такой «Василий Блаженный»?! Это собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. И вообще это не один храм, а целых ДЕСЯТЬ церквей, каждая из которых (кроме одной главной — церкви Покрова Богородицы) имеет отдельный вход. А собственно церковь св. Василия Блаженного с в северо-восточной части храма пристроена позже в 1588 году над захоронением этого святого.

Ну хорошо, хорошо, значит во времена Ивана Грозного вот этой церкви, в плане не было.

Но на самом деле на привычный всем внешний вид собора это постройка особо не повлияла.

В остальном со «знатоком» соглашусь. Но все же добавлю от себя пару слов: легенда о зодчих Барме и Постнике, которых якобы ослепил царь, чтобы они не смогли построить нечто более прекрасное всего лишь легенда. Скорей всего Барма и Постник — одно лицо: Постник Яковлев, «сын Постникова, по реклу Барма» — известный псковский зодчий, построивший позже Благовещенский собор в Казанском кремле. Впрочем, построен ли наш собор именно этим зодчим сегодня является предметом обсуждений историков и архитекторов.

Благовещенский собор, строительство закончено в 1562 г.

Он же в 1837 году.

И вот далее я напишу нечто, что явно очень многим не понравится.

В детстве я был в восторге от внешнего вида собора, он мне казался словно вышедшим из русской сказки. Действительно, в восприятии многих этот храм стал олицетворением всего русского. Часто в восприятии иностранцев именно он олицетворение чисто русской архитектуры. К сожалению, добавлю я. Потому как, хотя сам храм великолепен, но его почти лубошная расцветка, столь любимая многими, вовсе не характерна для русской и тем паче древнерусской архитектуры.

И я задался вопросом, а действительно он так выглядел в прошлом? Не может быть что так же!

Вот гравюра Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня Кремля» конца XVIII века задолго до знаменитого московского пожара 1812 года.

Увы, храм выглядит практически как и сегодня.

А вот рисунки уже XVII века. Правая гравюра относится к 1612 году, то есть всего спустя полвека после строительства.

Здесь храм выглядит уже по другому. Исчезла крытая галерея вокруг храма со стрельчатыми сводами над лестничными входами. К тому же, судя по правой гравюре храм в вовсе не кирпичного цвета, а именно белокаменный каким и должен был быть изначально.

Читать еще:  Люди умершие в пост

Но то, что нас интересует по прежнему выглядит все так же! Купола по прежнему узорные и явно ярко раскрашенные.

Неужели мои предположения неверны?

Вам не кажется, что Благовещенский собор в Казанском кремле имеет мало общего с нашим собором? В этом ничего нет удивительного, ведь нам со школы прожужжали уши, что на Руси и в России ни до, ни после не было построено ничего подобного.

Впрочем, почему нет? Нечто подобное было построено много позже в Петербурге.

Спас на Крови. Собор построен на месте убийства императора Александра II.

Но здесь-то как раз все понятно, он построен именно по мотивам московского древнего собора Покрова. Нас интересует другое, а раньше было ли построено нечто подобное?

Обычно сразу вспоминают о пятистопной Дьяковской церкви.

Ее датируют 1530-и годами. Так она выглядит сейчас.

А тут — более века назад. Картина художника Маковского.

Сходство безусловно есть, не только и не столько по декору, сколько именно по архитектурному плану. «Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями». Примерно так же, только из 9 столпов состоит и собор Покрова.

Однако, есть предположение, что этот храм построен все же позже нашего с вами собора. По мне так весьма спорное предположение, но обратите внимание на форму куполов, мы к ним вернемся позже.

На самом деле у этого собора спорное внешнее сходство (в отличие от архитектурного плана в котором сходство более чем явно) с собором Покрова.

Пришло вам время показать церковь Вознесения в Коломенском (построена в 1532 году).

Сходство с центральным столпом собора Покрова невероятное!

Зодчий этой церкви — итальянский архитектор Петр Фрязин ( Пётр Франческо Анибале). И снова — обратите внимание на купол церкви!

Однако, хватит вас томить. Согласно летописям главы соборы Покрова на Рву были перестроены заново после пожаров конца XVI века и до этого они были златоглавыми!

Почему они приобрели новый вид неизвестно, возможно, в то сложное время у церкви просто не нашлось денег на восстановление золотых куполов (медные листы покрытые позолотой) и при восстановлении куполов они были сделаны фигурными и ярко окрашенными.

Так значит изначально собор Покрова на Рву выглядел совершенно иначе:

Белокаменная церковь с золотыми куполами, без ярко разукрашенного декора и без галереи окружающей собор с шатровыми перекрытиями и лестницами. Не исключено так же, что и сами купола церкви были иной формы — шлемовидной!

В следующий раз, когда будете на Красной площади, прищурьте глаза и посмотрите внимательно на собор Покрова.

Возможно, на фоне пасмурного серого московского неба над собором вы увидите силуэт прекрасного белокаменного храма с золотыми куполами, словно отражение небесного града, именно таким, как его когда-то задумал гений безвестного зодчего.

С вами был @IvanPetr0vich специально для сообщества Годные посты

Благодарю за идею публикации и помощь в редактировании текста, в подборе материала уважаемого мной пользователя ЛысыйКамрад, он же @LKamrad .

Найдены дубликаты

К слову сказать, собор Вас. Блаженного — это по сути кучка пристроенных друг к другу церквушек очень «домашнего» масштаба. И смотрятся эти пристройки очень гармонично и естественно.

В Казани, в кремле, есть Благовещенский собор; так вот там, если приглядеться, видно, что «к пуговице пришили пальто«. Сердцевина — церковь — без пристроек смотрится очень гармонично, пропорционально и приятно. А вот потом, вероятно, решили «расширить и углУбить«, и пристроили «спортзал» — огромный объём, который зрительно «сожрал» почти всю церковь, ничего не прибавив в плане эстетики.

На одной фотке — как оно есть, на другой — пристройки прикрыты белым

Пост крайне интересный, спасибо автору!

Глядя на указанную вами церковь Вознесения в Коломенском, нельзя не отметить что чего-то чисто композиционно башне не хватает: либо шпиля с расходящимся «зонтиком» по нижнему краю, либо такой, как на соборе Василия Блаженного луковки. Имеющееся там — не завершает здание, а вызывает дискомфорт именно тем, что выглядит незаконченно. Надо, надо что-то нахлобучить — оно само просится.

Насчёт белокаменной окраски здания — с моей точки зрения, нынешний вид собора Василия Блаженного — наиболее гармоничен. Если его выкрасить белилами — то будет простое столпотворение мелких башенок и невразумительных куполочков, только и всего.

В Питере смайстрячили, несмотря на старание, всего лишь поделку «а-ля рюсс», аляповатую и без понимания и интуитивного чутья русских форм, там разноцветье действительно пестрит и выглядит аляповатым. А в случае собора Васю Блаженного — это выглядит действительно по народному, очень близко к эстетическим воззрениям русского народа.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector