11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминание чуда вмц златы хрисы в скопье

26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы (Хрисы) в Скопье

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 26 октября, Православная Церковь творит воспоминание чуда великомученицы Златы (Хрисы), бывшего в Скопье.

Святая великомученица Злата Могленская родилась в болгарском селении Слатино Могленской епархии (1795). Жила она в бедной семье и имела трех сестер. Болгария в это время находилась под игом турок.

С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, благочестием, целомудрием и красотой. Один турок похитил ее и вместе с друзьями склонял перейти в ислам, обещая на ней жениться. Когда девушка не поддалась на уговоры, они призвали на помощь турецких женщин, но и тем не удалось убедить ее отказаться от своей веры.

Турки привели родителей и сестер святой великомученицы и под угрозой жестокого наказания потребовали, чтобы они повлияли на нее. Но их мольбы не поколебали девушку, она отвернулась от родных. Тогда иноверцы подвергли мученицу истязаниям: три месяца ежедневно избивали палками; вырезали из ее кожи ремни, развешивая их перед ней для устрашения; прижигали лицо раскаленной кочергой.

Узнав о том, что в селе находится протоигумен Тимофей, святая через некоего христианина передала ему просьбу помолиться, чтобы она достойно претерпела все мучения. После жестоких истязаний турки повесили ее тело на груше и, состязаясь друг с другом, иссекли его саблями. Христиане тайно погребли святую.

Святая великомученица Злата Могленская почитается православными в Греции и особенно в Македонии и Южной Болгарии. На иконах славная исповедница Христова обычно изображена красивой девушкой в национальном болгарском или македонском свадебном наряде.

26 октября 1912 года в городе Скопье, который тогда принадлежал Сербии, вспыхнуло крупнейшее после Русско-турецкой войны восстание. Турки с новой силой ополчились на город, который к тому моменту уже пятьсот двадцать лет находился под гнетом Османской империи.

В момент наступления турок перед сербским войском явилась Дева, которая своим образом укрепила дух воинов, вдохновила их и помогла одержать победу. В ней сербы узнали святую великомученицу Злату Могленскую, которая сама когда-то пострадала от турецкого воина.

После этого чудесного события Злата Могленская была причислена к лику святых.

Одна из почитаемых икон с изображением святой великомученицы Златы находится в городе Скопье, где произошло чудо явления святой перед сербскими воинами.

Митрополит Антоний Сурожский писал:

«Главное в мученике – не кровь, а неизменная, не изменяющая любовь. Дело не в тиграх и львах. Многие люди погибали, растерзанные хищными зверьми, но только те, чья смерть была проявлением милосердной любви, то есть любви к Богу и любви к людям, погибли мучениками в основном смысле этого слова, μάρτυς, то есть свидетелями».

«Слава церковная – ее мученики, потому что мученики веры – это люди, которые оказались настолько укоренены в любви к Богу и в любви к ближнему, что они были готовы быть свидетелями перед всем миром о Божественной любви. И не только любовь к Богу они проявили; это было личной их любовью. Но и любовь к миру они проявили тоже, потому что они отдали свою жизнь для того, чтобы иметь возможность всем людям, всем, кто только мог услышать их глас, всем, кто мог услышать об их подвиге, засвидетельствовать о том, что Бог есть Бог любви, и что у Него есть на земле свидетели, настолько убежденные в Его правде и в любви Его, что они готовы отдать и всю жизнь свою во свидетельство тому».

Дорогие братья и сестры, сегодня совершаются

празднование Иверской иконе Божией Матери (принесение в Москву в 1648 году),

а также память святых:

мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники;

прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах;

свт. Мелетия, патриарха Александрийского;

новомучеников и исповедников Российских: сщмчч. Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров, сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (обрéтение мощей);

совершается празднование Седмиезерной иконе Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Великомученица Зла ́ та (Хри ́ са , Хри ́ сия) Могленская (Меглинская)

Дни памяти

26 октября – Воспоминание чуда в Скопье

Житие

Краткое житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Зла­та Мо­глен­ская ро­ди­лась и жи­ла в бол­гар­ском се­ле­нии Сла­ти­но, Мо­глен­ской епар­хии († 1795). Бол­га­рия в это вре­мя на­хо­ди­лась под игом ту­рок.

С юно­сти Зла­та от­ли­ча­лась необы­чай­ной си­лой ха­рак­те­ра, твер­дой ве­рой во Хри­ста, це­ло­муд­ри­ем и кра­со­той. Мест­ный ту­рок неод­но­крат­но пы­тал­ся пре­льстить де­вуш­ку и за­ста­вить ее при­нять ис­лам. Но ни уго­во­ры, ни угро­зы, ни чу­до­вищ­ные пыт­ки, про­дол­жав­ши­е­ся в те­че­ние мно­гих ме­ся­цев, не сло­ми­ли ду­ха слав­ной ис­по­вед­ни­цы Хри­сто­вой.

Полное житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской

Сия пре­по­доб­но­му­че­ни­ца и чи­стая неве­ста Небес­но­го Ца­ря Хри­ста Бо­га Зла­та (или по-гре­че­ски Хри­са) бы­ла из ме­стеч­ка Мег­лен. Бу­дучи бед­ной по про­ис­хож­де­нию как дочь без­вест­но­го и небо­га­то­го хри­сти­а­ни­на, имев­ше­го че­ты­рех до­че­рей, она бы­ла бо­га­та соб­ствен­ны­ми при­род­ны­ми до­сто­ин­ства­ми: го­ря­чей ве­рой в Бо­га, дев­ством, це­ло­муд­ри­ем и те­лес­ной кра­со­той, ра­ди ко­то­рых она и удо­сто­и­лась вен­ца му­че­ни­че­ско­го.

Один из мест­ных тур­ков, ви­дя ее необык­но­вен­ную кра­со­ту, раз­жег­ся в серд­це сво­ем са­та­нин­ской стра­стью и стал ис­кать слу­чая, чтобы со­вер­шить свой злой за­мы­сел. И од­на­жды, ко­гда свя­тая вы­шла с по­дру­га­ми из до­ма, он взял с со­бою зна­ко­мых тур­ков, схва­тил ее и при­вел к се­бе в дом. И в первую оче­редь он на­чал за­ис­ки­вать пе­ред свя­той мно­ги­ми обе­ща­ни­я­ми, пы­та­ясь по­ко­ле­бать ее мыс­ли и об­ра­тить в свою ве­ру. Ту­рок го­во­рил, что, ес­ли она при­мет ис­лам, он возь­мет ее в же­ны, ес­ли же она не под­чи­нит­ся, он при­чи­нит ей боль­шие му­че­ния. И Зла­та, зо­ло­тая и по ду­ше и по име­ни, услы­шав та­кие сло­ва, ни­сколь­ко не ис­пу­га­лась, но мыс­лен­но при­зы­вая имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста се­бе на по­мощь, со мно­гим дерз­но­ве­ни­ем от­ве­ти­ла: «Я ве­рую и по­кло­ня­юсь Хри­сту мо­е­му и Его счи­таю Же­ни­хом сво­им, Ко­то­ро­го ни­ко­гда не от­верг­нусь, ес­ли и ты­ся­чи му­че­ний мне при­чи­ни­те и на мел­кие ку­соч­ки те­ло мое рас­тер­за­е­те».

Читать еще:  Годовщина смерти когда поминать раньше или позже

Ага­ряне, слы­ша это и по­ни­мая, что они са­ми не смо­гут убе­дить свя­тую, ис­поль­зо­ва­ли и дру­гое сред­ство: зная, что по при­ро­де жен­щи­ны бо­лее ис­кус­ны в уго­во­рах, они пе­ре­да­ли свя­тую сво­им же­нам, за­по­ве­дав им лю­бым спо­со­бом убе­дить ее. Взяв му­че­ни­цу, ка­кие толь­ко сред­ства ни ис­поль­зо­ва­ли жен­щи­ны, пол­го­да по­сто­ян­но скло­няя свя­тую в свою ве­ру, но на­прас­но тру­ди­лись, по­сколь­ку бла­жен­ная Зла­та бы­ла утвер­жде­на на непо­движ­ном камне ве­ры Хри­сто­вой. То­гда, по­звав ро­ди­те­лей и се­стер свя­той, угро­зой за­ста­ви­ли их убеж­дать дочь при­нять ис­лам, ина­че и ее убьют, и их на­ка­жут.

Ро­ди­те­ли и сест­ры, нехо­тя при­шед­ши к му­че­ни­це, ибо страх за­ста­вил их это сде­лать, ста­ли го­во­рить все то, что мо­жет раз­мяг­чить и са­мую черст­вую ду­шу. Они, пла­ча, го­во­ри­ли: «Дочь воз­люб­лен­ная, по­жа­лей се­бя и нас, тво­их ро­ди­те­лей и се­стер, по­сколь­ку мы все в опас­но­сти по­гиб­нуть из-за те­бя, и от­ре­кись от Хри­ста толь­ко ви­ди­мо, чтобы по­мочь и се­бе, и нам, а Хри­стос Ми­ло­стив и про­стит те­бе этот грех как вы­нуж­ден­ный».

И здесь да пред­ста­вит се­бе каж­дый, ка­кую ве­ли­кую и же­сто­кую брань воз­двиг дья­вол, чтобы ис­ку­сить свя­тую, и к ка­ким чув­ствам и пе­ре­жи­ва­ни­ям мог­ли при­ве­сти мяг­кую де­вуш­ку сле­зы ма­те­ри и от­ца и еди­но­утроб­ных се­стер, про­ли­ва­е­мые пе­ред ней. Но му­жай­тесь, воз­люб­лен­ные, по­бе­ди­ла си­ла Хри­сто­ва и эту брань и улов­ку дья­во­ла, по­сколь­ку му­же­ум­ная и ве­ли­ко­душ­ная Зла­та, раз­жи­га­е­мая внут­рен­ним ог­нем люб­ви Хри­сто­вой, ни­сколь­ко не скло­ни­лась, как то­го ожи­да­ло есте­ство, на сло­ва и сле­зы ро­ди­те­лей и се­стер, но, став вы­ше пло­ти и кро­ви и вне за­ко­нов есте­ства, ска­за­ла ро­ди­те­лям и сест­рам эти до­стой­ные удив­ле­ния муд­рые сло­ва: «Вы, по­сколь­ку ме­ня скло­ня­е­те от­речь­ся от Хри­ста ис­тин­но­го Бо­га, не яв­ля­е­тесь бо­лее мо­и­ми ро­ди­те­ля­ми и сест­ра­ми, и я не хо­чу знать вас за та­ко­вых впредь, но вме­сто вас я имею От­цом Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, Ма­те­рью Гос­по­жу мою Бо­го­ро­ди­цу, бра­тья­ми же и сест­ра­ми всех свя­тых». И с та­ким от­ве­том она их оста­ви­ла.

О ве­ли­ко­душ­ное му­же­ство! О ис­тин­ная лю­бовь Бо­жия! О муд­рость, до­стой­ная небес­ной хва­лы! Во­ис­ти­ну, бра­тья, на этой свя­той ис­пол­ни­лось то, что го­во­рил свя­той Да­вид: Отец мой и ма­ти моя оста­ви­ста мя, Гос­подь же вос­при­ят мя (Пс.26,10). И то, что го­во­рил Гос­подь: Не ду­май­те, что Я при­шел при­не­сти мир на зем­лю, не мир при­шел я при­не­сти, но меч. Ибо Я при­шел раз­де­лить че­ло­ве­ка с от­цем его, и дочь с ма­те­рью ее, и невест­ку со све­кро­вью ее. И вра­ги че­ло­ве­ку до­маш­ние его (Мф.10,34-36).

Ви­дя же ино­вер­ные, а с ни­ми и тот злой влюб­лен­ный в де­ви­цу, что они ни­че­го не до­стиг­ли и не от­кло­ни­ли свя­той от ве­ры во Хри­ста да­же и те­ми сред­ства­ми, ка­кие ис­поль­зо­ва­ли, они оста­ви­ли уго­во­ры и сло­ва и на­ча­ли му­чить свя­тую. Це­лых три ме­ся­ца ее би­ли каж­дый день. По­том, со­драв с нее ко­жу и вы­ре­зав из ко­жи рем­ни, оста­ви­ли их раз­ве­шан­ны­ми во­круг му­че­ни­цы, чтобы она ис­пу­га­лась, ви­дя их. Кровь тек­ла ру­чья­ми из ее де­ви­че­ско­го те­ла, так что вся зем­ля во­круг ста­ла крас­ной. По­сле че­го, рас­ка­лив острие, они прон­зи­ли через уши на­сквозь го­ло­ву свя­той, так что дым вы­хо­дил из ее но­са и рта.

Хри­сто­ва же му­че­ни­ца, пре­тер­пе­вая та­кие страш­ные му­че­ния, ко­то­рые мог­ли бы сло­мить и са­мых храб­рых муж­чин, оста­ва­лась му­же­ствен­ной, укреп­ля­е­мая си­лой Кре­ста и сер­деч­ной лю­бо­вью ко Хри­сту. Узнав, что ря­дом в то вре­мя на­хо­дил­ся игу­мен свя­то­гор­ско­го Став­ро­ни­кит­ско­го мо­на­сты­ря отец Ти­мо­фей, ко­то­рый был ее ду­хов­ным от­цом (и ко­то­рый поз­же пе­ре­ска­зал ее стра­да­ния), она пе­ре­да­ла ему через од­но­го хри­сти­а­ни­на прось­бу мо­лить­ся о ней Бо­гу, чтобы она бо­го­угод­но за­кон­чи­ла по­двиг му­че­ни­че­ства.

В кон­це кон­цов же­сто­кие и зве­ро­нрав­ные, или, луч­ше ска­зать, и зве­рей пре­вос­хо­дя­щие в же­сто­ко­сти ага­ряне, не удо­вле­тво­рив­шись те­ми му­ка­ми, ка­кие при­чи­ни­ли свя­той, но ди­вясь, что она все еще жи­ва и не уми­ра­ет, на­столь­ко озло­би­лись, что не смог­ли по­бе­дить од­ну де­ви­цу, они по­ве­си­ли аг­ни­цу Хри­сто­ву на ди­кой гру­ше и, окру­жив со всех сто­рон кин­жа­ла­ми, рас­тер­за­ли по ча­стям те­ло свя­той. И, та­ким об­ра­зом, бла­гая Зла­та, по­стра­дав­шая и про­си­яв­шая, как зо­ло­то в пла­виль­ной пе­чи, пре­да­ла свою свя­тую ду­шу в ру­ки Бес­смерт­но­го сво­е­го Же­ни­ха, при­няв двой­ной ве­нец дев­ства и му­че­ни­че­ства. И ныне она ра­ду­ет­ся и ве­се­лит­ся в небес­ных чер­то­гах с муд­ры­ми де­ва­ми и му­че­ни­ка­ми, пред­стоя одес­ную Же­ни­ха сво­е­го Хри­ста и Ему во ве­ки ве­ков со­цар­ствуя. Му­че­ни­че­ские и дев­ствен­ные мо­щи свя­той тай­но взя­ли некие хри­сти­ане и по­хо­ро­ни­ли их с че­стью. Ее же мо­лит­ва­ми да удо­сто­им­ся и мы Цар­ствия Небес­но­го. Аминь.

Молитвы

Тропарь великомученице Злате Мегленской, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Зла́то,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Злата взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Злате Мегленской, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти:/ де́во му́ченице Зла́то, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Читать еще:  4о дней со дня смерти как поминать

Перевод: Храм твой всесвященный обретя, как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Злата, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Величание великомученице Злате Мегленской

Велича́ем тя,/ страстоте́рпица Христо́ва Зла́то,/ и чтим честно́е страда́ние твое́,/ я́же за Христа́// претерпе́ла еси́.

«Охридский пролог» святителя Николая Сербского : 26 (13) октября

Перейти в календарь

минейная икона, месяц октябрь, день 13-й (Московская синодальная типография 1897 г.; по благославлению святейшего правительствующего синода)

1. Мученики Карп , епископ Фиатирский, диакон Папила , Агафодор и мученица Агафоника .

Карп был епископом Фиатирским, а Папила диаконом. Родом они были из Пергама, где в конце концов и пострадали за Христову веру от рук злобного наместника Валерия в правление императора Декия. Валерий привязал их к коням и повелел гнать в Сардис, где подверг их жестоким истязаниям, но явился им Божий Ангел , исцелил их от ран и укрепил. Слуга Карпа Агафодор с великой скорбью следовал за своим господином, пока и его не стали мучить. После этого Валерий снова привязал страдальцев к коням и пригнал из Сардиса в Пергам. Святого Карпа привязали к дереву и били до тех пор, пока всё его тело не стало сплошной живой раной, а кровь потоками не напоила землю. Но среди таких ужасных мучений святой Карп стал улыбаться. Когда спросили его, чему он улыбается, святой мученик ответил, что видит отверстые небеса и Господа , сидящего на престоле и окружаемого Херувимами и Серафимами .

Когда истязали святого Папилу , сей святой мученик исцелил некоего человека, который был слеп на одно око. Узрев это чудо, многие уверовали во Христа Господа . Вверженные пред зверей, мученики пребыли невредимыми. Когда же бросили их в огненную печь, увидела это Агафоника , сестра Папилы , и тоже кинулась в пламя. Но огонь не опалил их. Наконец всех их усекли мечом. Так, после доблестных подвигов, приняли они венец славы в Царстве Христовом . [Было это] в 251 году.

2. Мученик Вениамин диакон.

Сей Христов воин был родом перс. Ревностной проповедью Евангелия обратил он в Христову веру многих язычников: персов и эллинов. Пострадал в правление персидского царя [Издегерда] (Издегарда), сына Горорана, около 412 года. Когда святого Вениамина ввергли в темницу, некто из царских вельмож заступился за него пред царем. Царь отпустил его на волю с условием, что он будет молчать и не станет впредь говорить людям о Христе . На это Вениамин ответил:
«Сего дела я никак не могу оставить. Ибо великим мукам будет предан тот, кто скрывает данный ему талант».

И продолжал он распространять Христову веру. По приказу царя ему вонзили острые спицы под ногти и мучили до тех пор, пока не предал он свой дух Богу .

3. Великомученица Злата Меглинская .

в РПЦ в этот день чествуется: воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье

Родилась в селе Слатина в Меглинской области в бедной крестьянской семье. Помимо нее в семье были еще три дочери. Святая Злата — мудрая мудростью Христовой и золотая не только по имени, но и по богобоязненному сердцу — отличалась кротостью и набожностью.

Когда однажды пошла она за водой, схватили ее некие бесстыдные турки и силой втащили в свой дом. Когда один из них предлагал ей принять мусульманство и стать его женой, Злата бесстрашно ответила:
«Верую я во Христа и Его единого знаю как своего Жениха . От Него никогда я не отрекусь, хотя бы вы и тысячам мук меня подвергли и разрубили на куски».

Тогда пришли к ней ее родители с сестрами.
«Дочь наша, — убеждали они ее, — смилуйся над собой и нами, своими родителями и сестрами; отрекись от Христа лишь для вида — и будешь счастлива и ты, и мы; а Христос милостив — простит Он тебе грех, совершенный в жизни по нужде».
И горько плакали несчастные родители, и сестры, и родственники.

Однако отважная душа Златы не дала себя одолеть диавольским козням. Ответила она отцу и матери [и всем прочим]:
«Если советуете мне отречься от Христа , истинного Бога , то вы мне больше не родители и не сестры. Есть у меня отец — Господь Иисус Христос , и мать — Пресвятая Богородица , и братья с сестрами — святые мужи и жены».

Тогда турки бросили ее в темницу, где томилась она три месяца. Каждый день выводили ее наружу и били до тех пор, пока ее кровь не обагряла землю. Наконец повесили они ее вниз головой над костром, чтобы задохнулась она в дыму. Но Господь пребывал со святой Златой , подавая ей силу в страданиях. В итоге [турки] всю ее, повешенную на дереве, изрубили на мелкие куски. Так сия мужественная девица предала свой дух Богу и преставилась в райские селения. Было это в 1796 году. Частицы ее мощей христиане разобрали по своим домам — ради благословения.

Святую Злату турки беспощадно истязали,
За Господа Спасителя мучениям предали.
Но даже слез горячих из очей не источилось —
Всем сердцем в Боге мученица храбро укрепилась.
Над ней весь дом родительский отчаянно рыдал
Ее своими воплями от Бога отвращал:
Мол, отрекись от веры только призрачно, для виду,
Зачем чинишь нам всем великую обиду?
Но дева на Христа Владыку уповала
И в тяжких муках лишь о небе помышляла,
Ведь всем земным усладам не сравниться с жизнью вечной,
Где чистым душам праздник уготован бесконечный.
Пусть разорится тело, души святой обитель,
В палатах горних мученицу встретит Сам Спаситель.
Темница не удержит душу небокрылую,
Господь разрушит козни врагов Своею силою.
Так, муки претерпев, на небо дева вознеслась,
Перед Ангелами в свете лучезарном обрелась;
Обычная крестьянка, из семьи людей убогих
Царицей нареклась она у всеживого Бога .

Читать еще:  Как поминают татары умерших

Подобный случай произошел с царем Михаилом Палеологом. Дабы оборонить свое царство, которому угрожали болгары и сербы, он запросил помощи у папы и согласился на унию. Чего же он этим достиг? Царства не сохранил, но совершил бесчисленные злодеяния и вскоре печально скончал свою жизнь в военном походе против эпирского князя Иоанна Дуки. Православный народ настолько был на него разгневан, что его сын Андроник не смел даже открыто похоронить отца, но закопал его тело ночью, без отпевания и молитвы. От Православной Церкви он был отлучен — и таким образом скончался вне Церкви Божией . Римская же Церковь его не приняла. Супруга Михаила, царица, по смерти мужа обнародовала такой указ:
«Царственность моя ненавидит и считает гнусным сие дело (унию), недавно имевшее место в Церкви и смутившее ее. И так как Святая Церковь Божия постановила не удостаивать моего умершего супруга установленных поминовений, то и Царственность моя, предпочитая всему страх Божий и покорность Святой Церкви , одобряет и принимает это ее определение и никогда не дерзнет творить поминовение души господина и супруга моего».

(Прим. — Ред.) Уния (церк.; лат. unio — соединение), слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, исхождение Св. Духа и от Сына (filioque), с другой допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.
Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно примечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это: Лионская уния (1274); Флорентийская уния (1439); Брестская уния (1596)

Анания и Сапфира. Смерть Анании (Деян. 5:1-10); XIV в.; местонахождение: Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, неф, свод

Да созерцаю досточудное наказание, которым апостол Петр покарал Ананию (Деян. гл. 5) , а именно:
1) как Анания, а затем и его жена Сапфира солгали и утаили часть вырученных денег;
2) как апостол Петр изобличил их, и они друг за другом упали наземь и испустили дух.

(Прим. — Ред.)

«Своим имением Анания мог распорядиться как ему угодно, хотя бы и не продавать его вовсе. «Разве была какая необходимость? Разве мы привлекаем вас насильно? (Златоуст)». И если Анания решил его продать, то опять-таки деньги были в полном его владении, и он мог распорядиться ими как угодно, мог отдать все в кассу бедных, мог отдать часть, мог ничего не отдавать. Ни то, ни другое, ни третье не имеет тут такого значения, как то, что, принеся лишь часть денег, он представляет эту часть за всю вырученную сумму. «Видишь ли, говорит Златоуст, как он обвиняется в том, что, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими, как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит, сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания».
«Не человекам солгал, но Богу» – выше сказано – «Духу Святому».

источник: профессор Александр Павлович Лопухин. Толковая Библия. Толкование на Деяния Святых Апостолов

7. Проповедь о бремени греха и освобождении [от него].

» Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́нiя, и и́хже прикры́шася грѣси́. »
» Бlже1ни, и4хже њстaвишасz беззакHніz, и3 и4хже прикры1шасz грэси2. »
» Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! »
(Пс. 31:1)

От греха рождается страх, и смущение, и немощь, и расслабление, и помрачение ума.
Грехом человек настраивает против себя людей,
возмущает свою собственную совесть,
собирает вокруг себя демонов и вручает им оружие против себя.
Грехом человек обособляется от Бога ,
удаляется от своего Ангела-хранителя ,
изолирует себя от источника всяческих благ.

Соделанный грех означает объявление войны Богу и всем благим Силам. Это гораздо больше достойно смеха, чем если увядший осенний лист объявит войну ветру. И тем не менее, происходит самое смехотворное, а именно: человек идет войной против Бога ! Само объявление сей войны наперед означает поражение и гибель, если человек быстро не придет в себя, не покается и не прибегнет к Богу с просьбой о помиловании.

Ужасное положение грешника вдосталь ощутил и на самом себе испытал великий царь Давид . Почувствовал он невыразимый страх, и тревогу, и упадок сил, и одиночество — отведав, что такое стрелы человеческие и стрелы бесовские. Однако, увидев свое ужасающее положение, Давид осознал свой грех, пал в [прахе и] пепле пред Богом , слезами покаяния обильно оросил [букв:. залил. — Пер.] землю, словами болезненной [скорби], опаляющей подобно огню, умолил милостивого Бога простить ему сей грех.

И когда всё ему было прощено, он ощутил неизреченное блаженство. Это блаженство прощенной души не может он выразить словами, [но] лишь являет, и подтверждает, и удостоверяет, опираясь на [опыт] собственных ощущений и переживаний, оба состояния, то есть и состояние гнета под грехом, и состояние прощения от Бога :
Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси!

В чем выражается сие благо?
В свободе,
в дерзновении,
в несказанной радости,
в силе,
в крепости,
в ясности мыслей,
в умиротворении совести,
в уповании на Бога ,
в воспевании Бога ,
в любви к ближним,
в смысле жизни!

Одним словом, свет, радость, сила — вот [каково] сие сокровище. Здесь, на земле, ощущает его человек, которому прощены грехи; а каково блаженство, ожидающее [человека] на небе, этого не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2:9) .

О Господи Боже наш, по Твоей бесконечной милости прости нам беззакония и покрый нам грехи! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector