Михайловская поминальная суббота - Дневник садовода parnikisemena.ru
21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Михайловская поминальная суббота

Родительские субботы — дни бескорыстной любви. Почему недостаточно “откупиться” от наших покойных

Священник Александр Дьяченко

Две вселенские родительские субботы отличаются тем, что в эти субботы (Мясопустная и Троицкая) на службах не рекомендуется поминовение только своих родственников. Об это мало кто помнит и знает, но это дни памяти именно всех православных христиан, усопших за все время существования Церкви. Вселенская суббота называется так по времени и месту. А вот за своих родственников можно помолиться специально после вечерней службы на панихиде. На всех остальных субботах Великого поста уже идет акцент на поминовение всех своих родных и близких.

Наша Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская. Смысл поминальных богослужений — это преемственность и непрерывность. Мы говорим, что Церковь подразделяется на две части: на Церковь торжествующую, то есть Небесную, и Церковь воинствующую — это мы с вами. И мы молимся о тех наших христианах, которые прожили эту жизнь, быть может, не очень благочестиво, с нераскаянными грехами. Но это молитва — в преддверии Страшного Суда, когда рай исчезает и ад уже повержен. Когда наступит второе пришествие Господне, все придут на Суд, все человечество воссоединится вместе.

Если человек оставил после себя такую память, что о нем люди будут благодарно молиться, это пойдет ему “в род и в род”. И в этом есть элемент святости. Вспомним Зою Космодемьянскую и ее подвиг, самоотверженность, любовь к Родине! Если посмотреть, кто она такая, то выяснится, что она — внучка и правнучка священника. Даже фамилия у нее церковная, в честь Косьмы и Дамиана. То есть наши предки могут “посеять” для своих потомков семена как добра, так и зла. Существует неразрывная связь между теми, кто находится “там” и теми, кто есть “здесь”. У моего знакомого священника бабушка была настоящей праведницей, хоть и не прославленной святой. Он иногда просто приходит на ее могилку, молится, и потом понимает, что она ему помогла.

Языческие поверья неизживаемы

Существует народное поверье, что якобы во Вселенские родительские субботы можно поминать вообще всех людей, даже самоубийц. Это, кстати, очень хорошо описано в романе “Лавр” Евгения Водолазкина. Существовали так называемые “скудельницы” — ямы, в которых погребали людей, умерших неестественной смертью — из-за несчастного случая или в безвестности. Раньше вдали от сел и деревень строили храмы в честь Всех Святых. Именно там находились скудельницы. Такие храмы строились на местах бывших божедомок (там доживали свой век бродяги, бездомные, юродивые) И на седьмую субботу по Пасхе приходил священник и совершал отпевание всех, кто находился в скудельницах, чтобы покойники «урожай не портили, воду не выпивали”. А как их отпевать? Ведь даже имена этих людей были не известны. Тогда говорили: “Господь знает имя”. А на Вселенских субботах всех этих людей поминали на панихидах. Тем не менее самоубийц и некрещеных старались не поминать.

Конечно, во многих народных традициях всегда было и по-прежнему остается много языческого. Мы, священники, стараемся, чтобы все суеверия отходили, но они очень живучи. Сколько бы ты ни говорил, люди не перестанут верить во все эти приметы и поверья.

В эти дни человек для себя ничего не просит

Люди у нас в стране больше всего любят и почитают праздники двух планов: в честь Пресвятой Богородицы и дни поминовения усопших. В эти праздники в храм приходит больше всего народу. Скажем, усекновение главы Иоанна Предтечи или празднование дня Петра и Павла уже не так популярны. Нет почитания тех, кто ничего не лечит, не помогает в денежных и квартирных вопросах, в личной жизни, в работе, в вопросах здоровья. То есть потребительское отношение к Церкви, к святым у нас неизживаемо и оно будет всегда. Даже когда мы молимся за близких, друзей, покровителей, детей, мы все равно так или иначе молимся за свой комфорт. А вот поминовение усопших — это праздник, когда человек для себя ничего не требует. Это дни бескорыстной любви. Можно сказать, что именно по этой молитве формируется образ христианина.

Читать еще:  Зачем поминают 9 дней и 40 дней

Бывают случаи такие. Служба уже закончилась, и в храм вбегают запыхавшиеся люди, несут хлеб, продукты: “Ой, уже служба закончилась, да? Мы тут спим, и мамка во сне пришла. Говорит: “Вы что в такой день спите? А обо мне забыли? А какой сегодня день? А, Родительская. ” Это не редкость, когда усопшие сами о себе напоминают. Но тут опять наблюдается нечто языческое — бабушка ко мне во сне пришла, за плечи обняла и сказала: “Пойдем, внученька…” Значит, надо срочно в храм бежать и свечи поставить, а желательно сразу три, чтобы бабушка больше во сне не приходила. Это, получается, как бы хочется откупиться от нее…

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, написал книгу “О поминовении усопших”. И вот там все эти вопросы он подробно разбирает. Рекомендую к прочтению.

Ближайшая родительская суббота в 2019 году пройдет в ноябре

По церковному календарю ближайшая родительская суббота в 2019 году припадает на 9 ноября. В этот день христиане обязательно будут поминать усопших. За тысячи лет сформировалось множество традиций, которые остаются актуальными и на сегодняшний день.

Когда ближайшая родительская суббота в 2019 году

Родительская субботу имеет большое значение для православного мира. За тысячи лет праздник успел обзавестись сотнями традиций, которые не теряют свою актуальность. Ближайшая родительская суббота в 2019 году приходится на 9 ноября.

Дмитриевская родительская суббота – единственный, принятый всей Русской православной церковью осенний день поминовения усопших.

Этот родительский день установлен в субботу, которая выпадает перед днем памяти Дмитрия Солунского. И хотя память воина Димитрия из Солуни, небесного покровителя князя Дмитрия Донского , всегда приходится на 8 ноября, предшествующая суббота меняет свое число.

Дмитриевская суббота была введена в церковный круг богослужений по просьбе князя Дмитрия после окончания Куликовской битвы. Во время сражения на поле Куликовом погибло много защитников Руси, после того, как погибших собрали и оплакали, было устроено их отпевание и захоронение. В память об этом событии Дмитрий Донской отправил митрополиту прошении об установлении ежегодного поминовения православных воинов, как память о многочисленных погибших в столь жестокой брани. Прошение было удовлетворено, день поминовения назначили в ближайшую субботу ко дню небесного покровителя князя Дмитрия , святого Димитрия Солунского .

С того времени Церковь вспоминает в этот день всех православных воинов, на поле брани пострадавших, позже стали поминать и всех преждеусопших православных христиан.

В этот день не часто ходят на кладбище, но стараются прийти в храм и заказать поминовение. Подают записки на поминание за литургией «За упокой», можно заказать панихиду. Свечи с молитвой об упокоении, ставят к Распятию, на канун. Рядом находится канунный столик, где можно оставить пожертвование на храмовую трапезу и записку с именами поминаемых.

Сколько родительских суббот в церковном календаре

У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря. В обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днем. В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами.

Мясопустная суббота

В народной традиции Мясопустная суббота — главный зимний поминальный день в Белоруссии и России . В народном календаре восточных славян поминальный день, приходящийся на субботу Пестрой недели за два дня до Масленичной недели.

Этот первый в году Родительский день отмечали в Белоруссии и в некоторых местах России . В Заонежье Мясопустная суббота входила в состав главных поминальных дней, наряду с Троицкой и Дмитровской субботами. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Троицкая суббота

В славянской традиции это весенне-летний поминальный день. В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днем.

Читать еще:  Дни поминовения усопших в октябре

В мифологических представлениях славян, на Семицко-Троицкие праздники предки временно покидали загробный мир и приходили в этот мир; местом их пребывания была свежая зелень — деревья, травы, цветы. Живые должны были встретить и помянуть их должным образом.

В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных.

В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы. На Украине существовал следующий обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелеными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник.

Покровская суббота

В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной), хотя и не такой важной и обязательной, как Дмитриевская. У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавали постный ужин и начинали приготовления к субботней обильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром.

В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена на территориях епархий в Поволжье, Прикамье, Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 года.

Михайловская суббота

В Полесье с днем святого Михаила связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днем), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья.

В субботу накануне Михайлова дня у болгар отмечаются самые большие поминки по усопшим в течение года — т. н. Архангеловата задушница, Рангеловска душни́ца, Хрангеловото одуше. В этот день все вспоминают умерших родственников и близких, поливают вином и окуривают ладаном могилы, раздают хлеб и калачи, украшенные просфорой, вареное жито (коливо) соседям, а в некоторых селах устраивают и общую трапезу с курбаном «за помин душ». У болгар существует поверье, что каждую субботу, и особенно от Пасхи до Троицына дня, души умерших прилетают на землю — одни, чтобы вымолить прощения за свои грехи, а другие — праведные, для помощи и наставлений близким.

C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России ). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии ). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница». В Дмитриевскую субботу служба ведется только в нескольких храмах Болгарской православной церкви, тогда как Михайловская суббота считается поминальным днем всей Болгарской церкви.

Белорусы и россияне родительские субботы (поминальные дни) называют «Дедами» и отмечают несколько (от трех до шести) раз в году; их число и значимость различны по регионам. Согласно верованиям, в эти дни умершие (деды, души, родители, мертвые) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться Деды). Во многих случаях в число «Дедов» не входит Радуница, когда покойников, как правило, поминают на кладбище.

Главными «Дедами» считаются:

  • последняя суббота мясоеда перед Масленицей (мясоедные, зимние, великопостные деды, товстая суббота, масляные, першія дзяды);
  • суббота перед Троицей (семка, семуха, духовские или троицкие деды, духовская суббота);
  • осенние Деды, приуроченные к различным субботним дням — перед Дмитровым днем, Михайловым днем, днем Кузьмы и Демьяна.

Там, где Радуница включается в число Дедов, ее называют радостные, радушные деды и считают одним из главных поминальных дней. К менее распространённым Дедам относятся покровские, Никольские (перед Николой вешним и зимним), Ставры; вторая, третья и четвертая суббота Великого поста.

Вселенская мясопустная суббота 2020: приметы и традиции поминания

Вселенская мясопустная родительская суббота, когда поминают всех умерших, в 2020 году выпадает на 22 февраля

Читать еще:  Можно ли в воскресенье поминать усопших

В мясопустную субботу православная церковь поминает всех умерших — от Адама, прародителя человеческого рода, до наших дней.

В церквях в мясопустную субботу проводят вселенские панихиды — читают молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

Заупокойная служба в мясопустную субботу проводится особенная, которую называют «Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Почему мясопустная

Православная церковь Вселенскую мясопустную субботу отмечает за неделю до начала Великого поста – в 2020 году самый строгий и продолжительный пост начнется 2 марта.

«Мясопустной» называют родительскую субботу, потому что воскресенье, следующее за ней, именуют «Мясопустной неделей», в которое в последний раз разрешена мясная пища перед Великим постом.

Мясопустная — первая в году родительская суббота, когда в храмах особо поминают умерших христиан. В церковном календаре, семь таких суббот. Постоянную дату имеет одна из них — Поминовение усопших воинов, которую отмечают 9 мая.

В Вселенскую субботу молятся особенно за тех, кто безвременно умер в чужой стране — погиб в сражении, в горах, в море, во время стихийных бедствий, от инфекционных болезней или голода, кто перед смертью не успел покаяться, и над кем погребального обряда не совершали.

Поэтому Церковь, на основе апостольского учения, установила совершать общее, вселенское поминание, чтобы никто не лишился ее молитв, после смерти.

Почему Вселенская

Вселенскими эти субботы называют потому, что в эти дни православная церковь поминает молитвенно всех усопших и проводит особые службы — вселенские панихиды.

Вселенские особо выделяют среди родительских суббот. В году их две: Мясопустная и Троицкая – в 2020-м она выпадает на 6 июня.

Остальные субботы предназначены для частного поминания людей, дорогих нашему сердцу.

Мясопустная — одна из самых древних родительских суббот. Ее упоминают еще в V веке, хотя есть подтверждение и более раннего празднования.

Суббота не случайно выбрана днем поминовения – следующее после мясопустной субботы воскресенье, посвящается напоминанию о Страшном суде, который при втором пришествии Христа состоится над всеми людьми и определит вечную участь каждого.

В мясопустную субботу во время богослужения вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы люди помнили, что ответить за совершенные грехи придется.

Поэтому Церковь ходатайствует перед Господом за всех, от века умерших, особенно за тех, кто внезапно скончался, и молит о их помиловании, тем самым дает шанс каждому на спасение души.

Традиции поминания

По традиции, накануне Вселенской мясопустной субботы, в пятницу вечером, в православных храмах служат великую панихиду «парастас». Заупокойную Божественную литургию проводят в субботу утром, а после нее — общую панихиду.

В мясопустную субботу, по традиции, поминают в храме усопших родителей. Прихожане подают записочки с именами умерших священнослужителям и молятся за упокой их душ в загробном мире.

Во время службы освящают вино и постные продукты, которые, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм. Продукты, после освещения, раздают всем желающим.

Еще одна традиция мясопустной родительской субботы — подавать милостыню, с просьбой помолиться об усопших.

После храма люди посещают, по традиции, кладбище — они приводят в порядок могилки покойных родственников и читают молитвы за упокой их души.

Те, кто не может, по какой-либо причине посетить храм и кладбище, могут помолиться за умерших дома.

Приметы

С мясопустной субботой связано много примет. Например, убирать со стола после ужина и мыть посуду, по приметам, в этот день нельзя — люди верили, что ночью умершие родственники придут покушать.

В мясопустную субботу, по традиции, пекли блины, и если первый блин при жарке падал на пол, по приметам, чтобы избежать смерти, прежде чем поднять его, читали молитву.

Плохой приметой в мясопустную родительскую субботу считалась женитьба — она предвещала беду, в частности, скорую смерть одного из супругов.

Ясная погода в этот день, по приметам, предвещала теплую весну.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector