66 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какого былинного богатыря напоминает вам ермак

15 Русских богатырей из былин и преданий

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Читать еще:  Как поминать родственников

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц). Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Рубрики

  • публицистика (984)
  • идеология (224)
  • политические деятели (915)
  • предательство и предатели (658)
  • лабиринты истории (432)
  • актеры и актрисы голливуда (365)
  • «заклятые друзья» (315)
  • героизм (148)
  • культура (115)
  • революция в россии (91)
  • революционные деятели (22)
  • гражданская война (16)
  • анархизм (6)
  • загадки истории (47)
  • донбасс (33)
  • телевидение (9)
  • сказки (3)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (664)
  • герои (125)
  • партизаны и партизанская война (2)
  • великие композиторы (149)
  • великие певцы (68)
  • великие писатели и поэты россии (525)
  • великие художники (446)
  • города и страны (748)
  • декабристы (42)
  • дети (272)
  • доброта (67)
  • драматурги (16)
  • древняя русь (144)
  • жзл (183)
  • живопись (1226)
  • портреты (200)
  • акварели (102)
  • история картин (66)
  • картины и иллюстрации (63)
  • живопись и поэзия (81)
  • иллюстрации (82)
  • история создания картин (158)
  • картины великих художников (364)
  • животные (520)
  • забытые имена (504)
  • зарубежные актеры кино (168)
  • зарубежные актрисы кино (243)
  • зарубежные писатели и поэты (276)
  • звезды из прошлого (1210)
  • звезды сцены (813)
  • знаменитости (2225)
  • известные личности (1824)
  • интервью (245)
  • интересно (286)
  • интересные истории (1274)
  • интересные факты (7491)
  • искусство (229)
  • истории (1388)
  • истории любви (796)
  • истории создания фильма (42)
  • история монархов (546)
  • история песни (45)
  • история Европы (386)
  • история Крыма (57)
  • история России (2013)
  • либералы и оппозия (244)
  • «творческая интеллигенция» (120)
  • экономика (91)
  • история СССР (1115)
  • катастрофы (62)
  • киноактеры и киноактрисы (524)
  • кинозал (156)
  • композиторы (183)
  • котики и кошечки с котятами (933)
  • котоматрицы (333)
  • кошки в живописи (55)
  • кошки и фото (69)
  • кошки и юмор (278)
  • кумиры (789)
  • звезды голливуда (152)
  • любовь (191)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (4684)
  • мир балета (162)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (2747)
  • интервью с актерами (63)
  • прототипы героев фильмов (33)
  • история создания фильма (421)
  • музыка из кинофильмов (119)
  • мультфильмы (94)
  • размышления о фильме (237)
  • рецензия на фильм (26)
  • экранизации (61)
  • мир театра (408)
  • мир цирка (28)
  • мифология (100)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (228)
  • музыка (1444)
  • авторы (295)
  • исполнители (266)
  • барды (46)
  • история создания опер (21)
  • джазовая музыка (48)
  • дирижеры (7)
  • история песни (239)
  • история создания (94)
  • классическая музыка (184)
  • поп-музыка (99)
  • ретро-музыка (507)
  • романсы (370)
  • танцевальная музыка (157)
  • образование (72)
  • отечественные актеры кино (777)
  • отечественные актрисы кино (556)
  • певицы (205)
  • певцы (259)
  • певцы и певицы бельканто (33)
  • политика (1176)
  • поэзия (339)
  • праздники (160)
  • притчи. (9)
  • психология (391)
  • Пушкиниана (212)
  • режиссеры (265)
  • религия (124)
  • русские писатели (127)
  • русские поэты (148)
  • русский язык (58)
  • грамматика (15)
  • садальский (145)
  • сатира (93)
  • сатирики (95)
  • собаки (118)
  • советские писатели (132)
  • советские поэты (133)
  • спорт (34)
  • СССР (62)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (87)
  • танцоры (49)
  • танцы. танцевальные номера (53)
  • театр. театральные актеры и актрисы (449)
  • Украина (251)
  • фигурное катание (1)
  • фото (431)
  • художественная литература (392)
  • русские писатели (29)
  • прототипы героев книг (27)
  • русские поэты (38)
  • художники (502)
  • цветы (28)
  • цитаты (353)
  • афоризмы (69)
  • крылатые фразы (86)
  • чтобы помнили (1170)
  • актеры (98)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (497)
  • юмор (575)
  • юмор в живописи (7)
  • юмористы (43)

Цитатник

Классика любви на картинах английского художника Маркуса Стоуна. Waiting (ожидание)1879 При.

Жены декабристов- Анастасия Васильевна Якушкина, урождённая Шереметева. Анастасия.

Жены декабристов.Прасковья Михайловна Муравьёва,урождённая княжна Шаховская. Прасковья Михай.

Без заголовка Дружба бабушки и телевизора куда сложней всего, что ждёшь от отношений женщины и па.

Читать еще:  Какие дни поминают

Нам одни на всех даны когда-то Общий мир и общая земля. Charles van den Eycken Ранее р.

Видео

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

5 ЛЕГЕНД О ЕРМАКЕ

Понедельник, 27 Августа 2018 г. 07:21 + в цитатник

Личность Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства и удалого казачьего атамана еще при его жизни обросла легендами и сказаниями, сделав вполне реальную историческую фигуру народным героем.

Портрет Ермака Тимофеевича

Легенда первая: родина Ермака

За право называть Ермака Тимофеевича своим земляком всерьез спорят сразу несколько мест, удаленных друг от друга географически.

Самая распространенная версия, что Ермак был родом из Сибири, с берегов реки Чусовая. Не раз хаживал на стругах по Каме, знал эти места. А потом его забрали служить в казачье войско.

Вторая версия делает Ермака уроженцем станицы Качалинской, что на Дону. Согласно ей, Ермак — опытный казачий атаман, побывавший с походами и в Азии, и в Литве. Опытный воин был участником Ливонской войны, а потом, разочаровавшись в службе, набрал ватагу молодцев и стал «охотником за зипунами», промышлявшим грабежом на территориях, которые еще не вошли в состав Московского государства.

Третья версия делает Ермака уроженцем Русского Севера, а именно Борецкой волости Архангельской области.

Легенда вторая: фамилия

Достоверно не установлена и фамилия народного героя. Дело в том, что в 16 веке фамилии на Руси только-только начинали появляться. Их носили представители высшего сословия, либо иностранцы, прибывшие в Россию на жительство.

Простой же люд пользовался в обиходе отчествами и прозвищами. Так что Ермак (Ермолай) мог быть и Тимофеевым, и Токмаком, как его иногда называют в документах. А еще упорно называют еще пару фамилий — Лебедев и Аленин.

Собственно, какая бы не была фамилия у прославленного атамана, нам, далеким потомкам для идентификации героя стало достаточно одного только имени.

Легенда третья: месть за отнятую любовь

Эта легенда основывается на мифах и народных песнях. Дескать, была у Ермака любимая по имени Алена, которая попала в плен к татарам, а позже была продана в гарем хана Кучума.

И поход на Сибирского хана — не что иное, как месть Ермака и попытка освободить любимую. Легенда — чистой воды романтический вымысел. Ермак Тимофеевич появился на свет примерно в 1532 году, даже если представить, что 40-ка летний мужчина отправился на Кучума, чтобы отомстить за любимую и вернуть ее домой, то и женщине было уже вероятно около 40 лет, а на Руси того времени — это возраст старости.

Гарем хана Кучума не включал ни единой жены по имени Алена, да и подтвердить романтическую легенду нечем. Тем не менее, любовная линия Алены и Ермака вошла в фильм 1996 года, где Алену сыграла Ирина Алферова.

А вот в гареме самого Кучума случилось трагическое происшествие на почве любви. Одна из его жен, красавица по имени Сузге-Ханым, заколола себя кинжалом при приближении войск Ермака, чтобы не достаться казакам в качестве трофея. А кинжал ей был подарен самим ханом Кучумом.

Легенда четвертая: татарская княжна в подарок

В местечке Тюпенда княжил татарский князек Иелигай, один из потомков Ишимского хана. А само местечко, как на грех, оказалось на пути Ермака и его дружины.

Страшные слухи ходили о Ермаке среди местного населения. Говорили, что казаки не щадят ни старых, ни малых. Осознав, что сопротивляться Ермаку у него не хватит сил, Иелигай придумал способ задобрить предводителя казаков.

Он прислал Ермаку богатые дары, обещал платить дань, а кроме того, привел свою собственную дочь. Татарскую красавицу отец лично бросил к ногам покорителя Сибири. А Ермак благородно от дара отказался. И сам девицу не обидел, да и войску своему строго наказал не трогать ханскую дочку.

А девицу, между прочим, ранее сватал за своего сына сам хан Кучум.

Легенда пятая: гибель из-за царской кольчуги

Ермак Тимофеевич погиб в августе 1585 года. Распространенная легенда гласит, что Ермак с небольшим отрядом шел вдоль Иртыша, где на него внезапно напали превосходящие силы противника.

Отступая к реке, Ермак был в царском подарке: золотой кольчуге дивной работы, которую ему подарил сам Иоанн Васильевич Грозный. Кольчуга-то и привела героя к гибели, Ермак утонул под весом «царского подарка».

Легенда имеет право на существование, доспехи Грозный ему дарил. Знаменитая кольчуга, подаренная Ермаку царем, ранее принадлежала воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, погибшему в 1564 году. Кстати, пройдя многие руки кольчуга оказалась в «Оружейной палате» Московского Кремля.

Только подвело Ермака не золото, а две кольчуги, надетые одна поверх другой. Ведь царь подарил ему не один, а два подарка. Вот и не допрыгнул Ермак до спасительной лодки, а доплыть в амуниции, весившей полтора, а то и два пуда, не смог.

Виной ли тому вес подарков царя, раны, полученные в бою или собственная излишняя предусмотрительность героя, носившего две кольчуги — остается неизвестным.

Читать еще:  Дмитриевская родительская суббота в 2018 году открытки
Рубрики:знаменитости
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
история России
интересные истории

Метки: ермак легенды

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Ермак и Калин-царь

А й не волна ли как на мори расходиласи, А й не сине море всколыбалоси, А й взволновался да ведь Калин-царь, А й на славный на стольный на город на Киёв он.

А й не сине море всколыбалоси,

А й взволновался да ведь Калин-царь,

А й на славный на стольный на город на Киёв он.

А й на солнышка князя Владимира,

А й как он на святую Русь.

А й как брал ён с сорока земель

А й как сорок ён королей да королевичев;

А й за кажным королём королевичем

А й как силы было как по сороку уж тысячей.

А й как брал ён пятьсот князей да бояр ён неверныих,

А й за кажным силы по сороку было тысячей.

А й как пришел он под славный под стольнии

А й под город по Киев он,

А й становился ён ко матушки да Елисей-реки,

А й во ты во поля во Елисина.

А й как тут безбожный Калин-царь

Призывал он посланника да любезнаго,

А й как сам говорил он посланнику таково слово:

– Ай же ты, посланник любезный!

А й неси как мою чернилицу да вальячную1),

А й неси моё перо как лебединое,

А й неси лист бумагу гербовую.-

А й как тут безбожный Калин-царь,

А й садился он да на ременчат стул,

А к тому он столику ко дубовому,

А й как начал он ёрлуков да написывать,

А й как начал силу свою он да назначивать,

А й писал уж как силушки много да тысячей,

А й как ён ерлуки запечатывал,

Подавал-то он посланнику да любезному.

А й как говорил ён ему таковы слова:

– Ай же ты посланник любезныий безызменныий!

А й бери ерлуки во белы руки,

В русском эпосе существует два варианта былины о бое с царем Калином. В одних случаях главным героем является Илья Муромец, а в других – Ермак Тимофеевич, с именем которого связан широко известный цикл народных исторических песен. Почти ни у кого из исследователей не вызывает сомнения, что былинный Ермак-богатырь, Ермак песенный и реально существовавший казачий атаман Ермак Тимофеевич – одно и то же лицо. «Имя Ермака,– отмечает В.Я. Пропп,– во всех былинах совершенно устойчиво и не заменяется никакими другими именами. Мы можем полагать, что оно идет от исторического Ермака. Но этим и ограничивается историчность Ермака былинного. Ермак в былине – не завоеватель Сибири, каким он является в некоторых исторических песнях, он перенесен в далекое прошлое и сделан защитником Руси от татар. Внесение этого имени в эпос не случайно. Ермак должен был произвести на народную фантазию огромное впечатление. Он – не царский воевода, а выходец из народа, оказавший государству огромную историческую услугу присоединением к Руси Сибири. О нем слагаются песни, и его имя входит в эпос».

Такую характеристику былинного Ермака можно было бы считать вполне исчерпывающей, если бы не одно обстоятельство: былинные сюжеты о Ермаке не могли возникнуть раньше XVI века, а это значит, что они не имеют прямого отношения к народному героическому циклу о борьбе с татаро-монгольским игом, Ермак «введен» в этот цикл через века.

Позднейший «ввод» Ермака в народный героический эпос, к XVI веку уже сложившийся, был бы очевиден, если бы он просто «вошел» в уже разработанный, известный сюжет. Но в том-то и дело, что Ермак никого не «заменил», былинный сюжет о двенадцатилетнем Ермаке самостоятелен и оригинален. У нас есть все основания предполагать, что Ермак-богатырь изначально существовал в русском героическом эпосе и уже после – по созвучию имен – к нему присоединился Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири. Ведь Ермак, Ермолай – одно из самых распространенных в народе имен, Ермаков были сотни, тысячи, в том числе и былинный, сражавшийся с царем Калином. Такова точка зрения современного исследователя С.Н. Азбелева, обратившего внимание на местное предание о рязанском воине Ермачке, принимавшем участие в битве на реке Воже в 1378 году. Согласно этому преданию, Ермачок «со своими сотнями, все время скрывался в перелесках Вожи и Быстрицы; а когда русские устали биться насмерть, Ермачок выскочил из своей засады и решил дело; но смятый бегущими врагами, сам пал с ними в свое болото и погиб там. Это болото и теперь еще называется Ермачково».

Этот подвиг рязанского Ермачка вполне мог стать одним из источников былины о Ермаке-богатыре, если учесть, что само сражение на реке Воже предшествовало Куликовской битве и во многом предопределило ее исход.

Былина («Ермак и Калин-царь») записана А.Ф. Гильфердингом 2 августа 1871 года на Сумозере от сказителя Андрея Пантелеевича Сорокина.

Публикуется по изданию: Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. 4-е изд., т.1, №69.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector