Как ребенка научить запоминать прочитанное - Дневник садовода parnikisemena.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как ребенка научить запоминать прочитанное

Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное

Научить ребёнка читать — не такая уж простая задача. Научить читать быстро — ещё сложнее. Психолог и автор книги «Скорочтение для детей» Шамиль Ахмадуллин рассказал, как помочь ребёнку освоить этот навык.

Для чего ребёнку скорочтение

Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Как научиться быстро читать

Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.

Развить произвольное внимание

Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Расширить поле зрения

Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.

Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.

Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.


Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции — процесса проговаривания текста при чтении.

Убрать возвратные движения глаз

Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.

Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.

Читать еще:  Димитриевская родительская суббота картинки 2018 году

Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!

Как помочь ребенку читать и запоминать

Как помочь ребенку читать и запоминать

Сейчас Ваш ребенок стоит только на самых первых ступенях, и ему за столь короткое время предстоит узнать так много нового, непонятного, необычного, интересного! От того, каким будет его старт, зависят все его дальнейшие успехи в учебе и в жизни.

Так важно задумываться над тем, что мы вложим в его первые шаги – внимание, веру в его силы, любовь, доверие, понимание. Для этого нам самим необходимо знать, что делать, быть открытыми всему новому, и развиваться вместе с нашими детьми!

Особенный и важный возраст…

… Возраст младшего школьника (с 1-го по 4-ый класс) полон изменений, затрагивающих всю жизнь ребенка, его интеллект, поведение, качества личности. Происходит переход от наглядно-образно го к словесно-логичес кому мышлению – ребенок начинает думать не «картинками предметов» а их «кодами – словами», что гораздо сложнее, хотя и кажется нам, взрослым, обычным делом. Формируется теоретическое мышление, которое позволяет решать задачи, опираясь на внутренние свойства и отношения предметов.

Восприятие еще не достаточно дифференцировано , поэтому ребенок иногда может путать цифры, буквы или слова, похожие по начертанию. ВАЖНО тренировать у ребенка способность к наблюдению! Рассматривайте вместе с ребенком предметы или картины, изображения в книгах, вместе анализируйте, находите логические связи между частями.

Память становится произвольной (запоминается даже то, что не интересно, но необходимо) и осмысленной. В этом возрасте очень хорошо развита механическая память, ребенок механически заучивает учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Поэтому ВАЖНО тренировать осмысленную память! Выполняя вместе с ребенком домашние задания, учите его разбивать текст на смысловые части, составлять план пересказа, воспроизводить смысл абзаца одним предложением.

Внимание в этом возрасте только начинается развиваться. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. Поэтому ВАЖНО не требовать в этом возрасте от ребенка больше того, что могут позволить ему его физиологические особенности!

Именно в этот непростой период ребенок нуждается в Вашей поддержке, контроле, понимании. Ведь чтение – основа учебной деятельности, успех которой закладывается в начальной школе.

Как читать быстрее?

Правило 1: Интерес

Конечно же, важно, чтобы чтение стало интересным занятием, и не только во время уроков, а в повседневной жизни ребенка.

Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.

Заведите доску, или просто прикрепите на холодильник лист бумаги, и оставляйте пожелания хорошего дня, интересных уроков и т.д.

Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, — прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

Правило 2: Положительный пример

Дети все повторяют за взрослыми, даже если это внешне не сразу заметно.

Развивайте вкус к чтению не только у своих детей, но и у себя, ведь это бесконечно увлекательный процесс!

Читать еще:  Большая дмитриевская родительская суббота

Делитесь с детьми своими чувствами от прочтения книг, чтобы они понимали, насколько это интересно и захватывающе!

Читайте вместе, ведь ничто так сильно не сближает и не воодушевляет на новые свершения, как совместная деятельность с близкими!

Правило 3: Режим и тренировка

Слово «РЕЖИМ» очень значимо для младшего школьника не только в отношении чтения и учебы, но в отношении всей его жизни в целом. Ведь в этом возрасте у ребенка только формируется навык самоконтроля, поэтому сначала он должен усвоить этот опыт извне, как Ваш заботливый контроль, а затем превратить его в свой внутренний распорядок.

Выберите в течение дня удобное время для тренировки техники чтения. Для этого достаточно 10-15 минут в день. Так Вы разовьете у ребенка привычку к каждодневному чтению.

Используйте различные упражнения для тренировки скорости, развития дыхания, интонации. Подключите творчество и сделайте этот процесс интересным для вас обоих.

Упражнение «Карлики-Великан ы»

Чтение по-разному. Сначала прочитайте отрывок текста радостно, потом его же грустно. Так будто вы читаете на огромной людной площади (громко и помпезно), а затем, будто передаете кому-то секретное сообщение (шепотом с интонацией заговорщика). Меняйте тексты и роли.

Чтение на одном дыхании

Читайте на выдохе. Зафиксируйте сколько слов ребенок прочитает в первый раз. Попросите снова прочесть на выдохе этот же отрывок и посмотрите, насколько больше слов он прочтет в этот раз. Поменяйте отрывок и повторите упражнение несколько раз.

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздается команда «Засечка» читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Его смысл — в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.

Упражнение для развития памяти «Игра в спички»

Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого закройте спички непросвечивающим листом бумаги и попросите ребенка с помощью других 5 спичек сделать такую же картину.

Когда ребенок смотрит мультик по телевизору, попросите его запомнить короткий отрывок диалога между героями, а затем воспроизвести его, сохраняя интонации и мимику.

Проводите время со своим ребенком так, чтобы это приносило радость вам обоим, заведите совместные ритуалы, которые будут не только приносить удовольствие, но и развивать способности Вашего ребенка, обсуждайте с ним то, что происходит вокруг. Используйте даже маленькие незначительные возможности, что поговорить с ребенком об окружающем мире, его законах, удивительных чудесах, ведь то, что давно известно взрослым, он только начинает для себя открывать. В такие моменты ребенок ощущает свою значимость в этом мире, развивается его уверенность в себе, которая является залогом хорошей учебы и счастливой жизни!

Вы можете узнать больше полезной и нужной информации, если запишитесь на наш ближайший семинар для родителей. На нём мы расскажем:

Читать еще:  Когда родительская дмитриевская суббота

об особенностях детей школьного возраста

об интересных упражнениях по формированию навыка чтения

о том, как зажечь в ребенке интерес к чтению

Мы рады Вам помочь и знаем, как это сделать!

Почему ребенок не запоминает прочитанное

Как научить детей запоминать тексты

В чем причина неудач?

Причина кроется в ассоциациях. Когда ребенок читает текст, в его воображении каждое слово привязывается к определенному образу. Они нанизываются на нить повествования, словно бусины, и чем материал объемнее, тем длиннее эти бусы. И в итоге они спутываются: вместо четкой последовательности текст превращается в сплошной поток информации, который невозможно структурировать.

Однако родители могут облегчить процесс запоминания, используя методику, которая на практике доказала свою эффективность.

Учим выделять главное

Используйте для тренировки упражнение под называнием «десять слов», которое позволяет научить ребенка выделять главные мысли в тексте.

  • 1. Предложите школьнику прочитать любой маленький и очень простой рассказ или сказку. Например, «Курочка ряба», «Золотая рыбка», «Колобок». Возраст ученика при этом не имеет значения – такое задание можно дать даже ученику пятого – шестого класса.
  • 2. Попросите его изложить сказку в 10 словах. Несмотря на кажущуюся простоту, это достаточно сложное задание. Сначала ребенок будет использовать различные предлоги и прилагательные (при подсчете они расцениваются как полноценное слово). После нескольких попыток он сможет подобрать нужное количество определений – скорее всего, это будут существительные, иногда дополненные глаголами. Это и есть та база, которая определяет основные мысли автора. Подчеркните, что именно на них строится сюжетная линия рассказа.
  • 3. Теперь попросите ребенка пересказать сказку максимально подробно, используя все выделенные 10 слов. Так у него сформируется понимание, что в тексте действительно важно, и выстроится четкая структура повествования.

Работаем с персонажами и их ролью в тексте

Когда предыдущее упражнение не вызывает затруднений (обычно это происходит после тренировки с несколькими текстами), самое время сделать второй шаг и закрепить материал.

После того как ребенок разобрался, что именно несет в тексте значимую информацию, и стал усваивать ее намного легче и быстрее, стоит перейти к анализу главных действующих лиц и их роли в рассказе.

  • Первое, что необходимо сделать, – это выделить в тексте основных персонажей. Спросите у ребенка, кто или что выступает в качестве главных действующих лиц? Учтите, что в сказках зачастую наделены действием не только люди, но и животные и даже неодушевленные предметы (зеркальце, меч-кладенец, яблоня, веретено и др.).
  • Теперь попросите ученика перечислить, какие действия выполняет каждый персонаж, используя только глаголы. Чтобы облегчить задачу, на первых порах можно просто подчеркивать нужные слова непосредственно в тексте. Причастия, деепричастия и прилагательные запоминаются сложнее, поэтому не стоит сразу давать ребенку текст с излишними литературными образами.

Учтите, одного урока обычно недостаточно, нужно провести хотя бы три – четыре занятия.

Про что важно помнить родителям

Занятия лучше проводить в игровой форме – это улучшает восприятие и снимает психологическое напряжение. Выбирайте момент, когда ребенок не занят и находится в хорошем настроении.

Помните, что неудачи раздражают, поэтому в первое время отношение к занятиям может быть настороженное или даже негативное. Но по мере достижения результатов ребенок оценит эффект от упражнений!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector