19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как поминают усопшего в католической церкви

Поминальный стол католиков скромен и сдержан

Клин в нынешнем веке становится все больше много-конфессиональным городом, хотя официально зарегистрированы православная церковь и церковь евангельских христиан, имеющие свои здания для моленья и отправления религиозных обрядов.

Есть в Клину и приверженцы католицизма. Особенно это заметно в католические праздники, которые очень широко отмечает почти вся Европа, где католическая церковь является главенствующей. Нередко в Клину стали организовываться и поминки по католическим правилам. Один раз в году – 2 ноября в День всех усопших верных – католики всего мира поминают умерших родственников и близких людей и после посещения кладбища, уборки, украшения могил и зажжения на них свечей тоже организуют поминальный обед.

При этом ни на похоронах, ни на поминках, в том числе и 2 ноября, на следующий день после Дня всех святых, у католиков пить спиртное не полагается и полностью отсутствует принятая в православии традиция пить водку на кладбище или устраивать застолья рядом с могилой.

Католики обычно, как и православные христиане, устраивают поминки после похорон на третий, а также на седьмой и тридцатые дни.

Однако строгих правил по выбору даты для поминального обеда в католической церкви нет. Поэтому день, когда именно организовывать поминальную трапезу, определяют сами родственники умершего. Причем католический поминальный стол не сводится только к еде, а является целым ритуалом, призванным вспомнить человека и отдать ему дань уважения.

Поминальный обед сразу после погребения усопшего у католиков служит еще и для того, чтобы пришедшие восстановили как моральные, так и физические силы. Для этого они вспоминают приятные моменты, связанные с ушедшим в мир иной, говорят о нем только хорошее. Сквернословить и плохо говорить о покойном за католической трапезой категорически запрещено.

Еще поминальный католический стол, впрочем, как и православный, предоставляет близким усопшего возможность не оставаться один на один со своим горем, потому что на поминальный обед собираются родные, друзья и знакомые и все вместе переживают случившееся горе. Причем во время этой трапезы у католиков принято еще вспоминать других умерших родственников вне зависимости от того, как давно они умерли.

Не только после погребения покойного, а и на каждых поминках обязательно читаются католические молитвы. При этом на католических похоронах не принято плакать и причитать, как это нередко делают православные женщины.

Впрочем, причитания при католическом погребении не возбраняются и пасторами не запрещаются, но встречаются все реже. Даже самые близкие покойного стараются сдерживать свое горе и не плакать. Не случайно именно католички завели обычай приходить на погребение в траурных шляпках с вуалями, а теперь еще и в темных очках, которые позволяют скрыть заплаканные глаза и лицо.

Сдержанность погребальной церемонии у католиков автоматически переносится и на поминальную трапезу. Поминальный католический стол походит на православный, где бы он не накрывался – дома, в кафе, ресторане или столовой. Главное его отличие – в особо подчеркнутой скромности, без выпивки и совсем без кутьи. Алкоголь на католическом ритуальном столе считается неуважением к умершему.

Не ставят католики на стол ни кисель, ни блины, ни лапшу и какие-либо особые блюда. Это не принято. Хотя выставляют блюда, которые любил покойный, например, из рыбы и морепродуктов. При этом такие блюда приносят все желающие, у которых в разные времена ими угощался усопший и нахваливал.

Еще в католических традициях принято перед поминальным обедом преподносить цветы самым близким покойного, например, родителям, его второй половинке, взрослым детям.

Католики полагают, что тем самым они скрашивают горе родственников и дают им надежду на дальнейшую благополучную жизнь.

Традиции католических похорон

Если умерший человек исповедовал католицизм, необходимо достойным образом провести католические похороны: традиции, обряды, ритуалы, складывавшиеся веками, очень почитаются католиками.

Проведение католических похорон

В православии принято хоронить человека на третий день после смерти, у католиков же нет строгой даты – она зависит от решения близких усопшего. Часто используется бальзамирование – это позволяет выделить больше времени на организацию похорон. Косметические же процедуры не приняты.

Традиции католических похорон позволяют выбрать гроб из любого материала, главное чтобы на крышке гроба был крест. Усопшего укладывают в гроб со сложенными на груди руками, в руки помещают крест.

В гроб допускается поместить некоторые личные вещи умершего. Покойных принято хоронить в темных одеяниях. Если умерла маленькая девочка, ее хоронят в белом платьице. Все украшения, исключая обручальные кольца, необходимо снять.

Читать еще:  3 ноября 2018 день поминовения

Католическая церковь разрешает кремацию. Однако процедура развеивания праха не одобряется церковью.

После смерти знакомым и родственникам рассылают извещение о смерти, которое приравнивается к приглашению на похороны. Долг каждого – посетить похороны, выразить соболезнования. Родственникам усопшего принято посылать цветы в знак уважения и скорби. Если материальное положение семьи не позволяет провести достойные похороны, организуется сбор средств для помощи.

Прощание с умершим проводят дома. Все желающие могут с ним проститься, но процедура эта по правилам занимает не более десяти минут. Не допускаются разговоры о причинах смерти, последних днях жизни и болезнях покойных.

Церемония похорон в церкви

Одна из традиций католических похорон – назначение почетной группы для помощи в похоронах. Как правило, это 6-8 мужчин, не являющихся родственниками погибшего. Количество почетных гостей может быть больше, если усопший был известным человеком. Почетная группа будет нести крышку гроба. Сам гроб несут специально подготовленные люди, назначенные церковью. Почетных гостей рассаживают в первых рядах в церкви.

Гости, как правило, проходят в церковь парами. Похороны начинаются с мессы – отпевания покойного. Месса проходит в церкви, дома или в морге. В церкви служба проводится под музыку органа или пение хора.

По традиции католических похорон гроб чаще всего оставляют закрытым. Он устанавливается на постаменте перед гостями. Поверх гроба расстилают кружевное покрывало и помещают цветы. Гроб устанавливается ногами к алтарю.

Члены семьи усопшего рассаживаются на первых рядах справа. Друзья, знакомые и другие гости – позади родственников и в левой части. Схема распределения мест по гостям может быть и четко прописанной. В таком случае с рассадкой гостям помогают церемониймейстеры.

О традициях, связанных с похоронами вы можете узнать здесь. Если вам интересно чем отличаются православные похороны читайте тут.

По окончании церемонии гости неспешно покидают церковь. На выходе может стоять родственник покойного или член почетной группы, который будет благодарить пришедших короткими фразами. Гроб выносят и помещают в катафалк. Катафалк может быть предоставлен церковью бесплатно. Родственники и гости рассаживаются в машины, следующие за катафалком на кладбище. Цветы от гостей помещаются в машину с гробом. Для цветов могут выделить отдельную машину, если их принесли очень много. Допускается выслать цветы сразу на кладбище.

Церемония похорон дома

Более скромная и спокойная служба проводится в доме покойного. Традиции католических похорон позволяют это. Сюда приглашаются, как правило, только близкие люди. Церемония проводится в соседней от гроба комнате. Могут быть включены записи органной музыки. Гости рассаживаются на складных стульях, а гроб устанавливается на постамент. В доме должны присутствовать религиозные атрибуты: кресты, свечи.

На кладбище

Отправляются с кортежем на кладбище не все гости, хотя каждому дано это право. Гроб располагают возле могилы, и гости собираются вокруг. Священник читает молитвы. Традиции католических похорон не позволяют кидать на гроб землю после того, как его опустили в могилу. Вместо этого каждый гость бросает цветок в знак прощания с покойным. Близкие родственники имеют право бросить свои цветы первыми. После этого все покидают кладбище.

Поминки и траур

В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября – католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.

Читать еще:  Афанасий сахаров о поминовении

По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.

Итак, входящие в католические похороны традиции:

  • Выбор даты похорон после смерти остается за родственниками;
  • Применяется бальзамирование. Косметические процедуры по отношению к покойному не приветствуются;
  • После смерти родственники рассылают извещения о смерти;
  • Близким усопшего принято присылать или приносить цветы;
  • Организуется группа почетных гостей для помощи в похоронах;
  • Похороны начинаются с мессы: в храме, дома или в специальных поминальных залах;
  • Гроб принято держать закрытым;
  • На кладбище не принято принимать пищу и употреблять спиртные напитки. Поминальный обед проводят дома;
  • Вместо горсток земли на гроб, опущенный в могилу, бросают цветы;
  • У католиков нет строгих дат для поминок, близкие покойного выбирают день по своему усмотрению (чаще – третий, седьмой или тридцатый день после смерти);
  • Траур по усопшему длится один год.

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Поминовение усопших в традиции Церкви

Согласно представлениям многих религий, молитвы об умершем и определенные ритуалы, посвященные ему, способны обеспечить ему загробное благополучие или хотя бы улучшить его посмертную участь. В христианстве подобные действия вытекают из важнейших основ веры и морали. Заповедь любви к ближнему, обращенная к каждому верующему, предполагает, что эта любовь распространяется не только на живых, но и на умерших. Забота живых об умерших должна проявляться в том, что тела умерших должны быть подобающим образом погребены, а верующие должны постоянно молиться о душах умерших.

Христиане наследуют традицию поминовения усопших из Ветхого Завета. Свидетельством существования в позднем иудаизме молитв за умерших является эпизод, когда Иуда Маккавей приносит жертву за воинов, умерших в грехе: «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12, 46).

Для христиан, однако, поминовение усопших основывается прежде всего на вере в мистическое единство Церкви, обозначенное в Апостольском символе веры как общение святых. «Признавая прежде всего общение, существующее внутри всего мистического Тела Иисуса Христа, с первых времен христианства Церковь странствующих по земле окружила великим благоговением память усопших, вознося за них свои молитвы; ибо «свята и целительна мысль молиться за умерших, да разрешатся от греха». Наша молитва за них может не только им помочь, но и сделать успешным их заступничество за нас» (ККЦ 958; ср. LG 50).

Самые древние молитвы христиан за усопших собратьев представляли собой, по-видимому, краткие возглашения, образцы которых запечатлены в раннехристианской надгробной эпиграфике: «Pax (tibi, vobis, spiritui tuo, in aeternum, tibi cum angelis, cum Sanctis)»— «Мир (тебе, вам, духу твоему, вовеки, тебе с ангелами, со святыми)»; «Spiritus tuus in bono (sit, vivat, quiescat)» — «Дух твой во благе (да пребывает, живет, покоится)»; «Aeterna lux tibi (lu-ceat)» — «Вечный свет тебе (да светит)» и др.

С древности наиболее важной и действенной формой поминовения усопших считалось включение его в евхаристическое богослужение. Уже в апокрифических Деяниях Иоанна (2-я пол. II в.) говорится, что умершие в годовщину их смерти поминаются совершением Евхаристии. Та же практика засвидетельствована и у Тертуллиана, упоминавшего о частных молитвах за усопших. О поминовении усопших неоднократно говорят многие церковные авторы IV-V вв.: Амвросий Медиоланский, Августин, Кирилл Иерусалимский, Евсевий Кесарийский, Епифаний Кипрский; Иоанн Златоуст говорит о поминовении усопших как о заповеданном апостолами (Беседы на Послание к филиппийцам 1,4).

О значении поминовения усопших на Божественной литургии свидетельствует тот факт, что с древности оно составляет неотъемлемую часть диптихов, включавшихся в ходатайственные молитвы анафоры; оформление этой части евхаристической молитвы с поминовением усопших и живых наряду с именами чтимых святых особым образом выражает христианскую веру в мистическое единство Церкви. Поминовение усопших по сей день присутствует во всех анафорах основных литургических традиций христианского мира. Кроме того, в ряде традиций оно совершается и в другие моменты Божественной литургии: например, в византийском обряде на проскомидии; в римском обряде с возрождением Молитвы верных в нее обычно включается и прошение об усопших. Специальная заупокойная Месса римского обряда называется Requiem (по первым словам входного песнопения). Как на Востоке, так и на Западе со времен Средневековья широко распространилась практика заказных частных Божественных литургий об упокоении отдельных усопших.

Читать еще:  Какие молитвы читают перед поминальным обедом

Помимо этого, в различных литургических обрядах существуют и особые моления об усопших. В римском обряде до литургической реформы существовала традиция специального ритуала сразу после заупокойной мессы, представлявшего собой редуцированную форму погребальной разрешительной молитвы.

В византийском обряде примером моления об усопших является заупокойная лития, которая может совершаться не только в храме, но и в других местах (например, на кладбище), а в русской практике также панихида (восходит к византийским монастырским службам, совершавшимся ночью, откуда и название: ср.-век. греч. παννυχίδα дословно переводится как «всенощная»).

Существуют как индивидуальное поминовение усопших, так и дни их общего поминовения. Обычаи поминать отдельных умерших в определенные даты заимствован, по-видимому, из ветхозаветной традиции (в позднейшем иудаизме он выражается в обычае совершать поминовение усопших через неделю, 30 дней и год после кончины). На Западе принято совершать поминовение усопших через неделю и месяц (или, согласно некоторым местным обычаям, 40 дней) после смерти, а также в ее годовщины; на византийском Востоке — в 3-й, 9-й, 40-й день и годовщину со дня смерти.

Обычаи общего поминовения усопших стали складываться в раннее Средневековье. В бенедиктинских монастырях уже с конца VI в. известно поминовение усопших в период Пятидесятницы. По свидетельству Исидора Севильского, в Испании оно происходило в субботу перед началом Великого поста и накануне Пятидесятницы. В Германии в X в. существовала практика поминовения усопших 1 ноября. Одилон Клюнийский в начале XI в. ввел дату поминовения усопших 2 ноября; к XIV в. этот обычай распространился почти на всем Западе, а 2 ноября приобрело в литургическом календаре Римской Церкви название «Поминовение всех усопших верных» (Commemoratio omnium fidelium defunctorum).

В дни общего поминовения усопших принято совершать службы и моления не только в храмах, но в местах захоронений. В день Поминовения всех усопших верных широко практикуется обычай молитвенных процессий на кладбищах.

Согласно учению Католической Церкви, поминовение усопших предполагает прежде всего заботу о душах, находящихся в чистилище. В такой заботе не могут нуждаться спасенные души, поэтому из поминовения усопших исключаются уже прославленные Церковью святые. Вопрос о том, могут ли в ней нуждаться души умерших, находящиеся в аду, не имеет в католической традиции однозначного решения: во-первых, ни о ком из умерших невозможно с полной определенностью сказать, что он уже осужден на вечную погибель; во-вторых, не исключается возможность того, что молитвы верных могут облегчать мучения осужденных в аду.

Католическая Церковь никогда не запрещала частных молитв за кого бы то ни было, включая некатоликов и даже некрещеных, а также еретиков и отступников, допуская возможность того, что и они могли умереть в состоянии благодати; однако, согласно нормам церковной дисциплины, за них невозможно публичное совершение евхаристической жертвы и других поминальных служб; традиционно в этом случае допускалась лишь частная Месса, притом предполагалось, что это не будет заупокойная месса с поминовением конкретного имени, что сделало бы ее публичной. В свою очередь, катехумены, желавшие креститься, но умершие некрещеными, поминаются наравне с верными.

В древности публичное церковное поминовение не допускалось для тех категорий умерших, которым отказывалось в церковном погребении: нехристиан, еретиков и их последователей, схизматиков, отступников, лиц, отлученных от Церкви или находящихся под интердиктом, самоубийц (за исключением тех случаев, когда имели место явные признаки помрачения разума или раскаяния до наступления смерти), погибших на дуэли, нераскаявшихся закоренелых грешников и т.п. Однако многие из этих запретов в более поздние времена были существенно смягчены.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector