История пскова с момента упоминания в летописи - Дневник садовода parnikisemena.ru
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История пскова с момента упоминания в летописи

Археологическое общество
Псковской области

Все об археологическом исследовании Псковского края

Первые летописные известия о Пскове

В настоящее время, благодаря археологическим данным, известно, что поселение на месте Пскова, на высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую, существовало уже в первых веках н.э., а возможно, и ранее. Тот отдаленный период жизни псковского поселения не мог найти отражения в письменных свидетельствах.

Первые сведения о Пскове относятся уже к поре Древнерусского государства и содержатся в древнерусских летописных памятниках. Сложению летописного жанра древнерусской литературы предшествовали десятилетия распространения (с IX в.) славянской письменности, переводы с греческого на славянский богослужебных и светских текстов, опыт записей сведений о значительных событиях, предположительно имевший место в церквах и монастырях.

Анализ первых летописных известий о Пскове возможен благодаря трудам по истории летописания многих, в первую очередь российских, ученых: А.А.Шахматова, М.Д.Приселкова, А.Н.Насонова, Д.С.Лихачева, Л.В.Черепнина, Я.С.Лурье, О.В.Творогова, Б.М.Клосса и других исследователей. Особое значение в нашем случае имеют вопросы истории Повести временных лет, русского летописного свода, созданного в начале XII в.

Именно в составе Повести временных лет (ПВЛ) содержатся первые упоминания о Пскове. ПВЛ сохранилась до нашего времени в двух редакциях. Вторая редакция представлена в Лаврентьевской летописи XIV в., единственный пергаменный список которой хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в Радзивиловской летописи, Радзивиловский и Московско-Академический списки которой относятся к концу XV в.; читалась и в Троицкой летописи начала XV в. (пергаменный список её сгорел во время пожара 1812 г.). Третья редакция представлена в древнейшем списке Ипатьевской летописи — Ипатьевском начала XV в., хранящемся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге, и шести списках XVI — нач.XVIII вв.

Многие исследователи соглашаются с А.А.Шахматовым, что ПВЛ была не первым древнерусским сводом, и что ей предшествовал свод, получивший определение Начального, созданный в Киеве в 1093-1095 гг. (по А.А.Шахматову) или несколько ранее. Начальный свод отразился в новгородском летописании, в частности, в Новгородской первой летописи младшего извода (Комиссионный и Академический списки сер.XV в.). По-видимому, первая (основная) редакция ПВЛ, составителем которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, базировалась на Начальном своде, существенно переработанном и дополненном изложением событий конца XI — начала XII вв.

Вопрос о времени начала летописания решается исследователями по-разному, в диапазоне от конца Х — начала XI вв. до 60-70-х гг. XI в. Но известно, что ПВЛ содержит немало датированных известий, относящихся к периоду до конца Х в. (в том числе и первые упоминания Пскова). Явились ли даты результатом работы современника событий или последующего редактора?

Очевидно, что летописных записей в IX веке и на протяжении большей части Х века не велось. Многие события этого периода сохранились в устных преданиях и передавались от поколения к поколению, а позднее были записаны первыми летописцами. Эти записи, а также рассказы современников последующих событий использовались при составлении первой и последующих редакций ПВЛ. По мнению многих исследователей, начиная с А.А.Шахматова, погодное киевское летописание началось в третьей четверти XI в. или неколько ранее (50-60-е гг. XI в.). Летописцы старались соблюдать относительную хронологию событий, т.е. их соотношение во времени, имевшее место в жизни. Тогда же могли быть введены и первые абсолютные даты, обозначенные по византийской эре от сотворения мира. Уточнение дат и введение новых продолжалось при последующих редактированиях. А.А.Шахматов отмечал, что все известные по ПВЛ точные даты первой половины ХI века и тем более Х века относятся к событиям не светским, но церковным (календарные даты кончины княгини Ольги, убиения варягов-мучеников, освящения церкви Св.Богородицы и ряд других). Они могли быть зафиксированы в одновременных церковных записях и ранних литературных произведениях, созданных в церковной среде.

Основная работа по уточнению хронологической сети ПВЛ была выполнена в начале XII в. По мнению Д.С.Лихачева, этот огромный труд принадлежит автору первой редакции монаху Нестору. Источниками для него послужили показания византийских хроник, данные Сказания о Кирилле и Мефодии, тексты договоров с греками. М.Х. Алешковский полагал, что проставление абсолютных хронологических дат в недатированной части ПВЛ (852-920), а также уточнение хронологии до 945 г. было произведено автором третьей редакции, которым он считал Василия.

Обратимся к интересующим нас первым известиям о Пскове.

В настоящее время древнейшим списком ПВЛ, сохранившим первое датированное сообщение о Пскове, является Ипатьевский список первой четверти XV века. Название этого списка определяется местом находки рукописи в костромском Ипатьевском монастыре. Обнаружил этот памятник историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. Ипатьевская летопись, представленная в списке, была южнорусским летописным сводом, составленным в конце XIII — начале XIV в. ПВЛ входила в него как часть. А.А.Шахматов на основе лингвистических наблюдений высказывал предположение, что Ипатьевский список мог быть скопирован с южнорусского оригинала в одной из северных русских областей, по всей видимости, в Пскове. Вот запись, содержащая упоминание Пскова:

«В лето 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзе и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова именемь Ольгу».

Перевод: «В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» (текст и перевод — по: Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод и комментарии О.В.Творогова// Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI-XII вв. СПб.: «Наука», 1997, с. 82-83).

Действующие лица этого сюжета: Игорь, будущий киевский князь; Олег, воспитатель Игоря и правитель Руси; Ольга — невеста Игоря, будущая киевская княгиня.

Описываемое в ПВЛ событие под тем же годом встречается во многих летописных сводах, куда включалась ПВЛ (близко к тексту второй и третьей редакций или в обработке), например, в Софийской I летописи старшего извода, Летописце Переславля Русского (XV в.).

К сожалению, в Лаврентьевском списке ПВЛ листы, содержавшие изложение событий от 898 (частично) по 921 годы включительно утрачены. Самый ранний список ПВЛ, датируемый 1377 г. и отражающий вторую редакцию, не может быть представлен в перечне древнейших летописных памятников, сохранивших первое известие о Пскове. Обычно при публикации ПВЛ по Лаврентьевскому списку эту утрату восполняют текстом Радзивиловского списка с уточнениями и дополнениями по Московско-Академическому и Троицкому, так как все они относятся к одной редакции ПВЛ.

Приведем текст Радзивиловского списка под той же датой, что имеется в Ипатьевском, тем более, что есть возможность, благодаря факсимильному изданию, воспроизвести копию листа, где помещено летописное сообщение. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись — самая ранняя русская лицевая рукопись, содержащая 618 миниатюр. Она начинается текстом ПВЛ и завершается изложением событий 1205/1206 г. Название получено по имени владельцев (XVII в.), передавших ее в 1671 г. в Кенигсбергскую библиотеку. Считают, что миниатюры рукописи скопированы с более раннего иллюстрированного оригинала. Радзивиловская летопись в настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

Читать еще:  Когда надо поминать умершего человека

Обращаемся к листу 14 об. Интересующий нас текст помещен в верхней части листа. Читаем его с разделением на слова:

« В лет(о) 6411. Игореви же възрастъшю и хожаше по Олзе и слушаша ег(о), и приведоша ему жену от Пьскова, именемъ Олену» (по: Радзивиловская летопись: Факсимильное воспроизведение рукописи. Текст. Исследование. Описание миниатюр: в 2-х тт. СПб.; М.: «Глаголъ», «Искусство», 1994. Т.1).

После известия под 6411 (903) годом, не сопровождаемого иллюстрацией, на листе 14 об. приводятся обозначения ряда последующих лет без каких-либо сообщений, а под 6415 годом помещен рассказ о походе Олега «на грекы». Миниатюра в центре листа иллюстрирует именно этот рассказ.

Текст летописной статьи «В лето 6411» очень близок варианту Ипатьевского списка. Главное различие — в имени приведенной из Пскова жены. Радзивиловский список учитывает православное имя, полученное Ольгой позднее, при крещении: Елена. Эта особенность отличает текст Радзивиловского списка не только от Ипатьевского, но и от списков XV в. одной с ним редакции (Московско-Академического и Троицкого), в которых присутствует вариант «Олга». Неясна причина употребления глагола «слушати» во множественном числе, что несколько меняет содержание известия (не Игорь «слушал» Олега, но его самого «слушали»).

Итак, первое упоминание о Пскове, датированное 903 г., сохранилось в летописных источниках XV в., включавших в себя тексты ПВЛ второй и третьей редакций. Эти редации сложились в начале XII в. Упоминание Пскова в рассмотренных летописных известиях связано с женитьбой Игоря на Ольге, подтверждаемой последующими известиями ПВЛ. Как отмечалось ранее, проставление погодных дат для известий IX и значительной части Х в. было произведено составителями ПВЛ в начале XII в. Так, по-видимому, была проставлена и дата «903 г.». Вероятно, в распоряжении летописца не было источников, позволяющих достаточно достоверно определить время женитьбы Игоря, так как помещение известия под названной датой вступает в противоречие с фактами последующей биографии киевской княгини, лучше обеспеченных источниками. Однако даже предполагаемая неточность в хронологическом определении биографического эпизода, зафиксированного под 6411 годом, не умаляет значение упоминания под этой датой Пскова. Для летописцев рубежа XI и XII вв. существование Пскова в начале Х в. было очевидным. В этом проявилась их историческая осведомленность, подтверждаемая другими источниками.

Познай свой край родной

разделы блога

Основание Пскова

На лад старинный звать его Плесков.
Он и теперь звенит колоколами.
Наш древний Псков из памяти веков
Глядит пятью большими куполами.
Ларина Федотова

Дорогие друзья, нам предстоит удивительное путешествие в историю древнего Пскова.

Псков – старинный и очень красивый город. У каждой его башни есть легенда, у каждого храма – своя история. И когда вы их узнаете – город для вас оживет. Древний Псков — это город и государство, вечевая республика и одновременно город-крепость, страж русских земель на северо-западе.

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове. А кто же оставил своим потомкам рассказ «Откуда есть пошла земля Псковская»? Конечно, вы правы – это летописец.

Летописание – составление летописей, началось на Руси в 11 веке. Самая ранняя из дошедших до нас русских летописей – «Повесть временных лет», ее составителем считается монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Итак, вместе с летописцем мы отправляемся в историческое путешествие.

О Пскове — городе из летописей не известно, кем был создан и какими людьми; известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить. Известно также, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова. Кто же такая Ольга?

Родиной Ольги называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Некогда, когда еще и Пскова в помине не было, родилась в том месте и выросла красивая и скромная девушка с васильковыми глазами и волосами цвета спелой ржи. Именем – Ольга.

…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь попытался завести с Ольгой вольный разговор. Но мудрая не по годам девушка прочла Игорю целое наставление о нравственности и целомудрии. Изумился Игорь ее уму и рассудительности, и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.

Когда пришла пора Игорю жениться, в псковские края направились представительные киевские сваты – просить руки девицы не от княжеского рода, не из вельмож, а от простых людей. Так и стала псковская Ольга женой великого киевского князя Игоря, матерью доблестного Святослава и бабкой Владимира Красное Солнышко. Случилось это в 903 году, а Ольге в ту пору было двадцать лет. «Игорь вырос и сбирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Так преподобный Нестор отметил замужество Ольги в «Повести временных лет».

1. Героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, обладательница высшей мудрости. Сможете ли вы догадаться и объяснить, имя какого персонажа русской сказки связано с псковской Ольгой?

* Василиса Прекрасная
* Елена Премудрая
* Марья — искусница

Ответ:
Согласно «Повести временных лет» крещение Ольги состоялось в Константинополе, во время которого ей было наречено имя Елена. Именно царь византийский, лично присутствовавший при крещении, назвал Елену (Ольгу) Мудрой.

С тех пор княгиню Ольгу (в крещении Елену) называли Мудрой. Существует мнение, что именно это событие повлияло на появление всем известного имени Елена Мудрая (Премудрая).

Мудрая правительница была во всем первой. Стала первой христианкой в русском княжеском роду, начала вводить христианство на Руси. По смерти своей причислена к лику святых. День смерти княгини Ольги 24 июля (н. с.) стал днем ее памяти. Через десять веков, 23 июля, 1944 года, накануне Ольгиного дня Псков был освобожден от немецко – фашистских захватчиков. Две почитаемые даты отмечаются как дни города.

2. Какие места в городе Пскове и его окрестностях носят имя княгини Ольги?

Ответ: В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появились сразу два памятника великой княгине. Один из них подарок скульптора Зураба Церетели. Поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская». Княгиня Ольга изображена как воительница. Во втором (автор В. Клыков), в сквере у Октябрьской площади, нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси.

Читать еще:  Годовщина смерти как поминать дома

С именем Ольги связана еще одна легенда из истории Пскова.

В старые, добрые времена псковичи любовно и с гордостью называли свой град не иначе как дом Святой Троицы. Откуда пошло такое название, догадаться нетрудно: главный храм Пскова – Свято – Троицкий собор, без которого невозможно представить город. Имена мастеров, что возводили храм во славу Святой Троицы, к сожалению, не сохранились, а вот о том, как был основан Троицкий собор, да и сам Псков, в народной памяти сохранилась легенда.

…Как – то, уже будучи христианкой, объезжала великая княгиня киевская Ольга свои владения… День клонился к вечеру. Утомленная Ольга спешилась с коня и подошла к берегу неторопливой реки Великой. Темные тучи на небе проносились так низко, что казалось, вот-вот зацепят макушки деревьев, раскачивающихся под порывами пронизывающего ветра. Внезапно ветер стих, точно удивленные, замерли деревья, а спешившие с севера тучи замедлили свой бег и расступились, уступая место яркому, золотистому свету, который тремя лучами пролился с небес на землю. Там, где у слияния двух рек — Великой и Псковы — высился каменистый мыс, поросший могучими столетними деревьями, свет трех лучей пересекся. Пораженная этим чудным видением, Ольга воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!»

Возблагодарила Ольга Бога за знамение, предрекающее силу и славу земли Русской, помолилась и поставила крест. Возвратясь в Киев, великая княгиня не забыла о своем обещании на берегу Великой. Велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями. Так по легенде возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой Троицы.

После потери Псковом независимости образовались две ветви псковского летописания (свод 1547 г. и свод 1567 г.)

Псковские летописи на протяжении XV-XVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но появляются и новые тенденции. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события военной и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и Новгороде.

А нам, желающим знать историю родного края, доступна «Сокращенная псковская летопись» митрополита Евгения . Этот человек волею судьбы оказался на псковской земле и многие годы своей жизни посвятил изучению и описанию ее истории.

Евфимий Алексеевич Болховитинов родился в 1767 году в г. Воронеже. Митрополит Евгений – это звание и имя он получил, став священником. С1816 г. он – архиепископ Пскова. Им издана «История княжества Псковского» и много других работ по истории Отечества. Митрополит Евгений был не только священником, но и ученым, историком – краеведом, который изучал прошлое нашей родины. Народная память водила пером Нестора и митрополита Евгения.

Конкурс «Грамотей»:
Попробуйте из этих буквосочетаний составить слова, связанные с нашим городом.
Пс Пл пл Пс
(Плесков, Псков, Пскова, Запсковье, Псковская земля).

Конкурс «Знатоки старинных слов»:
Что означает старинное слово «чело»? (Лоб)
Что означает старинное слово «кудесник» (Волшебник, колдун)
Что означает старинное слово «курган» (Холм над могилой знатного воина)
Что означает старинное слово «жребий» (Судьба, участь)
Что означает старинное слово «отрок» (Младший воин в дружине)
Что означает старинное слово «осенина» (Осеннее время года)
Что означает старинное слово «сеча» (Битва с врагом)
Что означает старинное слово «око» (Глаз)
Что означает старинное слово «веверица» (Белка)
Что означает старинное слово» недуг» (Болезнь)

Наша Псковская земля – край богатой и славной истории. Многие поколения историков и краеведов немало сделали для изучения уникальной псковской земли, ее богатой неповторимой истории и культуры. Ей посвящены многочисленные книги и статьи, коллективные сборники и авторские работы, многие из которых представлены в библиотеках города.

1. Васюрина, Л. Волшебный остров : Псков в гравюрах Валентина Васильева / Л. Васюрина // Новости Пскова. – 2002. – 4 июня. – С. 5.
2. Град, освященный Троицей Святой : сборник сценариев / сост. Е.Н. Сойтту . – Псков : [б. и.], 1998. – 63 с.
3. Летопись земли Псковской : годы и события / Федер. агентство по образованию, Псков. гос. пед. ун-т им. С.М. Кирова ; авт.-сост. И.О. Колосова, Т.В. Круглова, З.Л. Тимошенкова и др. – Псков : ПГПУ, 2007. — 487 с.
4. Мой город : книжка – раскраска для дошкольников /авт. – сост. С. В. Кускова. – Псков : [б. и.], 2001. – 28 с. — 1100-летнему юбилею г. Пскова.
5. Псковский Летописец : краеведческий альм. №1 / отв. ред. О.К. Волочкова. — Псков : [б. и.], 2009. – 158 с.
6. Степанов Ю. Легенды и предания псковщины / Ю. Степанов. – Псков : Информ. агентство «Псков-инфопресс», 1993. – 53 с.
7. Филимонов, А. Вороний камень : Псков в гравюрах Валентина Васильева / А. Филимонов // Новости Пскова. – 2002. – 2 июня. – С. 5.

Великий Псков

История города

Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны город был практически стерт с лица земли (в 1945-м здесь осталось всего 143 жителя; по их свидетельствам, город просматривался от вокзала до кремля), сегодня Псков занимает первое место в России по числу сохранившихся памятников древнерусской гражданской архитектуры. Псков единственный сумел сберечь внешний пояс каменных укреплений длиной более 9 километров. Во многом, именно благодаря этим стенам на территории города сохранились уникальные произведения местной школы зодчества.

История древнего Пскова теряется в веках. Так, летописец XVI века пишет: «А о Пскове городе из летописей неизвестно, кем был создан и какими людьми, известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить». По данным археологических раскопок первые поселения появились здесь в середине I-го тысячелетия н. э., за несколько веков до первого упоминания о городе в «Повести временных лет» от 903 года. Тогда киевский князь Игорь выбрал себе в жены «псковитянку Ольгу». Став первой крещеной княгиней в правящей династии, Ольга не только заложила первый деревянный собор в городе, но и подготовила почву для главного религиозного события страны — Крещения Руси. Впоследствии Ольга была канонизирована православной церковью и стала первой русской святой.

Позднее, в XII веке, в период феодальной раздробленности, Псков вошел в состав Новгородской республики, сохранив за собой право самому назначать себе князей. Подобная политическая свобода была недоступна большинству городов. Постепенно отстаивая свою независимость, Псков к XV веку сформировал собственную судебную систему (Судебная грамота 1397 года), школу зодчества и иконописную традицию и даже начал чеканить собственные деньги (с сентября 1424 года). С середины XIV века город получил полную независимость и стал называться Господин Псков.

Читать еще:  Богослужение на родительскую субботу в вешняковском храме

Свидетельства псковской самобытной культуры сегодня представлены в Государственном объединенном музее-заповеднике в Поганкиных палатах. Этот уникальный архитектурный комплекс XVII века занимает целый квартал. В коллекции музея представлены уникальные образцы псковской школы иконописи XIV–XVII веков.Также в музее хранится одна из главных исторических реликвий Пскова — Довмонтов меч. В XIII веке он принадлежал князю Довмонту и после его смерти передавался последующим князьям как символ власти. В этом же зале представлен другой меч, принадлежавший, как полагали ранее, предшественнику Довмонта, князю Всеволоду-Гавриилу. Позднее историки обнаружили, что это подделка, меч был выкован лишь в XV веке. Однако именно этим мечом восхищался еще царь Иван Грозный.

С личностью Ивана Грозного в Пскове связана легенда. В 1570 году, после опричного похода на Новгород, царь двинулся на Псков, намереваясь и его утопить в крови невинных людей. Выстоявший множество осад Псков не привык отбиваться от своего же царя и потому не мог оказать вооруженного сопротивления. Вместе с жителями навстречу Грозному вышел местный юродивый Никола Салос. Скача на палке и паясничая, блаженный призвал царя «отведать хлеба-соли, а не людской крови», после чего сделался невидимым. Царь испугался и приказал отступить от города. Позднее о Николе Салосе, работая над трагедией «Борис Годунов», вспомнит Пушкин, чье родовое имение находится в 120 километрах от Пскова.

Кстати, Михайловское имение было подарено прадеду Пушкина — Ганнибалу — самим Петром I. Петр много бывал в Пскове и придавал ему большое значение в годы Северной войны. Готовясь к боям, царь лично руководил работами по укреплению города. Земляные валы перед стенами крепости сохранились до сих пор, как и церковь Петра и Павла с Буя, куда царь ходил молиться.

Псковом восхищались даже враги. «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, Боже, с ним справиться!» — так записывает в своем дневнике секретарь польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков летом 1581 года. Карамзин в «Истории государства Российского» особенно отмечал мужество псковичей в этой осаде и призывал помнить «о сей важной заслуге, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Вокруг Пскова

Снетогорский монастырь

Действующий монастырь XIII века стоит в черте города, в живописном месте, на высоком берегу реки Великой. Снетная гора, а впоследствии и сам монастырь получили название от рыбы снеток, которая водилась как раз в ближайшей части реки. Второе название монастыря — Богородицкий — происходит от имени его главной святыни, собора Рождества Богородицы, построенного в 1310 году. Это была одна из первых каменных церквей Пскова, но особенно ценен собор не архитектурой, а уникальными фресками, которые признаны первым памятником русской монументальной живописи XIV века. Росписи сохранились фрагментарно, поскольку на протяжении своего существования собор неоднократно горел, перестраивался, а фрески забеливались. Тем не менее, до наших дней дошло больше половины всего декора. Фрески были обнаружены под слоем штукатурки в 1910 году, но работы по реставрации начались уже в советское время. Интересно, что краски для росписи собора добывали из местных красных, зеленых и фиолетовых глин, которые находили тут же, в срезах отвесной 14-метровой скалы над рекой Великой.

Изборск

В 22 километрах к западу от Пскова, на берегу Городищенского озера, находится один из древнейших русских городов — Изборск, или «железный город», как его называли немецкие рыцари. Окружающие его земли были заселены еще в VIII–IX веках славянским племенем кривичами. По преданию, город основал сын первого новгородского князя Словен, в его честь Изборск и был изначально назван. Позже город переименовали в честь рано погибшего Избора, сына Словена. Сейчас память об основателе хранят местные Словенские ключи, которые бьют из-под земли и зимой. В исторической летописи «Повесть временных лет» Изборск упоминается в 862 году как город, в который пришел княжить Трувор, один из трех призванных на Русь варяжских князей (двое других — знаменитый Рюрик и Синеус). Место, где стоял древний Изборск, называется Труворово городище: от него сохранились до наших дней остатки валов и каменных крепостных сооружений. С открытого для постоянных набегов места в XIV веке Изборск перенесли на Жеравью гору. Вскоре здесь появилась и новая каменная крепость с шестью боевыми башнями. Изборская крепость не один век была важным военным объектом не только для своей местности, но и для Пскова, и даже для всей России.

Псково-Печерская лавра

К западу от Пскова, почти на самой границе с Эстонией, находится знаменитый Псково-Печерский монастырь, укрытый в глубокой лощине между двумя горами и названный в честь подземных пещер, в древности населенных монахами. В древности в этих гористых местах были дремучие леса, и только редкие жители соседнего Изборска решались сюда приходить. Те, кто бывал здесь, часто слышали церковное пение, но не могли понять, откуда идут звуки. Из-за этого необъяснимого чуда гору стали называть Святой. Однажды один крестьянин рубил лес, и неудачно упавшее дерево открыло вход в пещеру, где жили монахи-пустынники. Так в XIV веке стало известно, что в Святой горе сокрыто множество пещер, с которых и началась история обители. Первую церковь в горе выкопал в XV веке монах Иона, после этого появилось еще множество церковных построек, связанных с традицией пещерного строительства Псково-Печерской лавры. В пещерах держится постоянная температура +5 ºС и существует природная вентиляция. В нишах-склепах покоятся останки не только монахов, но и мирян — всего около 10 тысяч усопших. До XVI века монастырь был бедным и мало защищенным, его неоднократно разорял Ливонский орден. Появление мощных каменных стен, укрепленных девятью крепостными башнями, и утверждение новой военной функции монастыря связано с именем монаха Корнилия, при котором количество монастырской братии увеличилось почти в десять раз. Печерская крепость только один раз была захвачена врагами: в 1592 году шведы внезапно напали на монастырь, но уже через день монахам удалось отбиться.

Сегодня заново возрождается важнейшая миссия Псково-Печерской лавры, связанная со старчеством, — особой формой монашеского служения, которая заключается в духовно-нравственной помощи духовно сильного человека менее зрелому, нуждающемуся в совете. Старец — это совсем не обязательно старый, это, прежде всего, мудрый и крепкий в вере человек. Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был преподобный Феодосий Печерский, живший в XI веке.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector