10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дмитриевская родительская суббота текст службы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Патриаршего совета по культуре

Святейший Патриарх Кирилл посетил финальный этап X турнира по русскому хоккею на Красной площади

Святейший Патриарх Кирилл вручил С.В. Кириенко орден прп. Серафима Саровского III степени

Архив

Богослужебные указания за 2 ноября 2019 года

Димитриевская родительская суббота. Вмч. Арте́мия.

Прав. Арте́мия Веркольского (службу зри 23 июня).

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба вмч. Арте́мия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Разу́мнаго свети́льника…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты. », со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды41.

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»42, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й – «Па́мять их в род и род», 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (см. по 1-м стихословии), «И́же просвети́вый святы́я Твоя́…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев», и седален: «Страстоте́рпцы Госпо́дни…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…», и седален: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Богоро́дице Де́во Мари́е…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́43. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой…», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х. ».

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом44; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды45.

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»46; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя…», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее. », поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных47: «Святы́х лик…» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й.

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), великомученика на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого – канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак («Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика. ») и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 8-й: «Царю́ веко́в угожда́я. ». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче. ».

По 6-й песни – малая заупокойная ектения48. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий49 Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…»50.

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 2-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Увы́ мне. », «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та. ».

Читать еще:  Как поминать мусульманина

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л. », и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося. ».

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется.

41 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

42 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

43 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную.

44 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

45 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

46 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

47 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

48 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

49 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

50 Поскольку в службе великомученика в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен великомученика; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».

Приход Успения Богородицы г.Комо

Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Chiesa di Dormizione di Maria Vergine Madre di Dio del Patriarcato di Mosca Chiesa Ortodossa Russa a Como

Слово в Димитриевскую родительскую субботу.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Какая польза человеку
если и весь мир приобретет,
а душе своей навредит…»

Вопрос о будущей загробной жизни вольно или невольно заставляет задуматься каждого разумного человека. С ним рано или поздно сталкивается и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Нельзя убежать от размышления о том, что с нами будет после смерти, существует ли загробная жизнь и в чем она состоит. Мы, верующие, знаем, что будущая жизнь есть, в чем удостоверяет нас откровение Божие. Господь, исправляя заблуждение саддукеев, отрицавших воскресение мертвых, говорил им: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Божественное Откровение говорит не просто о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности. Человек как неповторимая личность не исчезает бесследно. Тело стареет, а человек внутри ощущает себя таким же, как был в юности. Почему? Потому что душа не изменяется, а вся наша внутренняя жизнь — это свойства души. Мы думаем душой, наши чувства и эмоции — это проявление души. Душа — это то, что болит, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы, что не мозг болит, не сердечная мышца — а болит душа. Душа пользуется телом — как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась — мы уже не слышим музыки, но это еще не значит, что умер сам музыкант. То, что мы видим умирающим, — это видимое, грубое тело. Тело самостоятельно жить и действовать без души не способно, душа же бессмертна и может продолжать свое существование и без тела.

Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход из одной формы бы­тия в другую. И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход, когда в муках рождения покидал уютное лоно матери. Ребенок, плача и протестуя, приходит в наш мир. Страдает и трепещет плоть перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни, так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо, как и соединение их в утробе матери.

По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает духовная связь умершего человека с Церковью.

Святые Отцы утверждают, что до всеобщего Суда Божия возможно изменение загробного со­стояния умерших, так как они принадлежат вместе с нами единому Телу Христову т.е. Церкви. И Христос, как Разрушитель ада, имеет власть отверзать и закрывать врата ада, и потому со стороны живых членов Церкви необходимо молить Господа о помиловании умерших

Веруя в жизнь вечную, как в непреложную истину, Церковь с древнейших времен совершает поминовение усопших. Молитва об усопших — это не требование церковной дисциплины, а потребность сердца. И чтобы удовлетворить эту потребность, святая Церковь установила стройную и последовательную систему поминовения.

Устав Церковный довольно подробно указывает, когда и какие заупокойные молитвы совершать. Церковь вводит их в состав общественного и частного богослужения и в домашнюю молитву христианина. Самое важное и действенное поминовение, по силе великой евхаристической Жертвы, совершается на Литургии, при погружении в Божественную Кровь частиц, изъятых в память живых и усопших.

Читать еще:  Как правильно поминать усопших на полгода

Из всех дней седмицы устав определяет субботу по преимуществу днем поминовения усопших. И это не случайно. День субботы, как день покоя, по своему назначению наиболее подходит для моления об упокоении душ умерших. Кроме того, мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь пребывал «плотью во гробе».

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь о умерших, — это наши покойные родители. Поэтому и субботы, посвященные молитвенной памяти почивших, называется «родительскими». Таких родительских суббот в течение церковного года — шесть.

Наиболее усиливаются заупокойные молитвы в две вселенские родительские субботы: Мясопустную (за неделю до Великого поста), и Троицкую. Кроме того, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста также посвящены особому поминовению усопших.

Наша Русская Православная Церковь имеет и еще два особых поминальных дня: вторник после пасхальной седмицы, так называемая «Радоница» и сегодняшнюю Димитриевскую субботу.

По преданию она была установлена великим князем Дмитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Дмитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на эту битву и дал ему из числа своей братии двух иноков схимонахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве. Совершив в Троицкой обители поминовение убитых воинов, великий князь предложил творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября — днем памяти святого Димитрия Солунского – небесного покровителя самого Дмитрия Донского.

И вот шестьсот с лишним лет наша Церковь ежегодно совершает эту службу. До революции в русской армии этот обычай соблюдался неукоснительно. Во всех воинских частях служились панихиды о православных воинах, за веру, царя и отечество жизнь свою на поле брани положивших. Впоследствии в этот день стали совершать память не только православных воинов, но и всех, вообще, усопших, и этот день стал на Руси вселенским днем поминовения.

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «тетрапод» или «канун». Есть еще добрый обычай в дни поминовения приносить в храм угощение для неимущих. Оно освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Человек, получивший это угощение, молится «о всех зде ныне поминаемых», и к нашей молитве присоединяется и его благодарная молитва.

Как видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших приготовляется «кутия» или «коливо» — сваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Как семена, заключающие в себе жизнь, чтобы образовать колос и дать плод, должны быть положены в землю и там истлеть. Так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Ведь верим мы не только в бессмертие души, но и воскресение всего человека, т.е единства души и тела, как и поем в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Поэтому и существуют на Руси кладбища: тело — как семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти.

Совершая сегодня поминовение усопших, нам необходимо и самим серьезно задуматься о жизни вечной. Каждый из нас без исключения, однажды появившись на этом свете, должен непременно покинуть его. И в этом законе Божьем нет исключений. Непрочна и суетна наша жизнь на земле. Ясное и радостное течение ее часто омрачается неожиданными житейскими скорбями и несчастьями. Радости наши смешаны с горем: от богатства недалеко нищета, здоровье ничем не защищено от болезней, самая жизнь в любой момент может пресечься смертью. Время жизни неудержимо и скоротечно, так что и не замечаешь, как пролетают дни.

Мысль о нашей участи в будущей жизни должна, казалось бы, больше всего занимать нас. Но как это не парадоксально, современный человек меньше всего хочет задумываться над вопросом смерти. Самое разительное отличие современной массовой культуры от культуры христианской — в неумении умирать. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все возрастающее расстояние от поры своей молодости. Старость из времени «подготовки к смерти», когда «пора о душе подумать», стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние «права». Она стала временем зависти. Как писал наш современник — Архиепископ Иоанн Шаховский: «Оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины».

Отрицание будущей загробной жизни совершенно обессмысливает земную жизнь, тогда она «дар напрасный, дар случайный», как писал Пушкин в трудные минуты жизни. Тогда нет основания для нравственной жизни. «Если Бога нет, то все дозволено», — говорил о таких людях Достоевский. Нас не было – и нас не будет, жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия. Такие неверы — отрицатели или совсем отчаиваются в земной жизни и не видят в ней никакого смысла, или живут одной низменной, животной жизнью, держась эпикурейского правила: «бери от жизни все»!

Смерть – это предел земной жизни, в течение которой человек может еще исправиться. Священное Писание говорит: «Всяк человек ложь», «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Все мы постоянно согрешаем. Если не делом, так словом. Если не словом, так чувством или помышлением, и потому смерть всегда застает нас неоплатными должниками пред Богом. И за все это придется нам в свое время дать ответ. Поэтому сегодня, поминая наших ближних, вспомним и о своей душе, чтобы достойно проводить время земного странствования и дорожить временем, которое Господь отпустил нам. Аминь!

Парастас. Схема совершения в Димитриевскую родительскую субботу (2 октября 2013 г.)

ПАРАСТАС

Схема совершения в

ДИМИТРИЕВСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

(2 октября 2013 г.)

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

Данная схема составлена на основании совершения парастаса в Казанской епархии, т.н. Казанская традиция.

Вечерня вседневная

Открывается завеса. «Благословен Бог наш».

103-ий псалом (см. часослов)

На «Господи воззвах» совершается полное каждение храма. Поются стихиры на 6:

3 – из Минеи – великомученику Артемию, глас 4-й;

3 — из Октоиха (1 часть, т.к. неделя 1-го гласа) мученичны, глас 1-й (см. на «Господи воззвах»):

«Молитвами, Господи, всех святых…»;

«О, добрыя вашея купли…»;

«Иже земныя сласти…»

«Слава» — великомученика, глас 2-й: «Разу́мнаго свети́льника…»;

Читать еще:  Вселенская родительская суббота мясопустная 2018

«И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. «Свете тихий» читается.

Вместо прокимна – «Аллилуиа», на 8-й глас, с заупокойными стихами (стихи см. требник, последование Панихиды).

«Сподоби, Господи…» читается

Просительная ектения: «Исполним вечернюю…»

Стихиры на стиховне:

Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч. Эти стихи можно взять из Аллилуиария).

«Слава» — Минеи, великомученика Артемия, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…»

«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…» (см. 2-е приложение Минеи или в Ирмологии).

«Ныне отпущаеши» — читается

Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»

«Апостоли, мученицы и пророцы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…» (при произнесении совершается каждение перед престолом)

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»

Возглас: «Слава Святей…» (крест кадилом перед престолом)

Утреня

Шестопсалмие (на последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах)

Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании Панихиды.

Вместо обычного «Бог Господь» — «Аллилуиа» со своими с заупокойными стихами: 1-й — «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й — «Память их в род и род», 3-й — «Души их во благих водворятся». (См. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.

После четвертого «Аллилуиа» на 2-ой глас, тропари:

«Апостоли, мученицы и пророцы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Кафизма 16-я обычно опускается.

Сразу после пения тропарей начинается чтение 17-й кафизмы. Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», ко второй: «Спасе, спаси мя».

Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха)

После первой статии – «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих…».

Малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии.

После второй статии — «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее…»

Поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма. В руках священнослужителей зажжённые свечи.

Произносится малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…» (каждение прекращается).

Читается 50-ый псалом. Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются.

В храме Господском и Богородицы — первый канон храма, второй – великомученика Артемия, третий — Октоиха 1-й (мученичный).

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого — первый канон великомученика (святый великомучениче Артемие, моли бога о нас), второй — храма, третий — Октоиха 1-й (мученичный: «Святии мученицы, молите Бога о нас»).

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона).

Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…»

Кондак и икос великомученика, глас 2-й;

Седален великомученика, глас 8-й.

«Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона). Духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах.

Малая заупокойная ектения.

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»

По возгласе сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».

Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)

Поется «Честнейшую». Совершается полное каждение храма.

Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)

Поётся «Достойно есть…»

Возглас: «Яко Тя хвалят…».

Читается Ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живы́ми обладаяй…».

«Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».

Хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны) на 4.

«Слава» — мертвен Октоиха, глас тот же: «Де́лом, Спа́се мой, явля́еши…»;

«И ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…».

«Тебе слава подобает» — не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.

Просительная ектения (см. служебник последование утрени).

Стихиры на стиховне:

Октоиха – 1-й глас заупокойные со своими стихами (см. на утрени Октоиха по гласу).

«Слава» — великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…»;

«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося…».

Читается «Благо есть» (см. Часослов после славословия)

Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»

Далее существуют 2 традиции окончания утрени:

Вариант 1:

Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.

Тропари: «Со духи…» и прочие тропари заупокойной литии (см. требник)

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Возглас: Сый благословен…

Аминь. Утверди, Боже…

Пресвятая Богородице спаси нас!

Возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Слава и ныне.

Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.

И сразу — Первый час.

На часах: тропарь

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Отпуст обычный. Многолетие.

Вариант 2:

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже». Возглас: «Яко Милостив…»

Возглас: «Сый благословен…»

Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Отпуст. Многолетие. Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.

«Со духи…» и прочие тропари

Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»

Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас!

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава и ныне. Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».

«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.

На Литургии:

«во святых Дивен Сый…»

«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;

«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;

Кондак: «Со святыми упокой…»

Слава: «Со святыми…» — совершается каждение малое. Произносится возглас: «Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды).

и сразу «И ныне»: Богородичен, глас 2-й: «Ма́ти Свята́я…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол. Аллилуиарий, Евангелие – дня и заупокой.

Причастен: дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Отпуст обычный: «Христос истинный Бог наш…»

После Литургии совершается Панихида на середине храма у тетрапода. Порядок совершения обычный. Ирмоса «Яко по суху…», а не как в некоторых храмах: «Воду прошед…». (см. требник «Панихида»)

И бывает по обычаю освящение приношений.

Подготовил: чтец Сергий Забавнов

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector