0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выражение до ишачьей пасхи

Пасха ветхозаветная

Пасха ветхозаветная (от еврейск. глагола passah – переходить) ( Втор. XVI, 2–6 , Исх. XII, 3–20 , Лев. XXIII, 5–8 , Чис. XXVIII, 16–25 ) – самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля).

Праздник этот установлен Господом пред исходом израильтян из Египта в то именно время, когда фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь – смерть первенцев от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не оставляйте от него до утра (и. кости его не сокрушайте); но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил ( Исх. XII, 2–27 ). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа ( Мф. XXVII, 15 ).

Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: подите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху. По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием ( Лк. XXII, 8–16 ). Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего ( Ин. XIII, 11 ).

Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться ( Мф. XXVI, 24 ). Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. XXVI, 26–28 , Лк. XXII, 19 ).

Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов ( Мф. XXVI, 30–35 , Мк. XIV, 26–31 , Лк. XXII, 31–38 , Ин. XIII, 33–38 и XIV-XVII).

Читать еще:  Как высчитывать день пасхи

Чем отличаются праздники Пасха и Песах (Пейсах)?

Песах (праздник Пейсах) – это еврейская Пасха, которая отмечается ежегодно примерно в то же время, как и христианский праздник. Однако на этом сходство между этими датами заканчивается.

Само содержание, значение праздников и, конечно, традиции значительно отличаются. И как ни странно, у обоих торжеств единая основа, одна и та же общая идея – освобождение, очищение, спасение.

Песах и Пасха: в чем разница

Даже при беглом изучении истории этих праздников становится понятно, что им предшествовало 2 разных событий. Песах отмечается уже 3000 лет (примерно с 2100 года до нашей эры), а Пасха, как известно, – почти 2000 лет, ведь это без преувеличения мировой праздник эпохи Христа и после него.

Конечно, за эти долгие века и даже тысячелетия такие большие культурные события успели приобрести собственные традиции, кулинарные особенности и даже свои фразы, которыми люди приветствуют друг друга.

Предыстория

Каждому празднику предшествует какое-то важное событие, которое имеет серьезные последствия, и случай с Пасхой, Песахом – не исключение. Какова же предыстория этих событий? Чтобы узнать это, нужно «отмотать» время более, чем на 3 тысячелетия назад.

В то время на территории современного Египта сложилось мощнейшее государство, одно из первых в мире. Оно стремительно развивалось и подчиняло себе окрестные народы, которые становились рабами.

Не минула та участь и древних евреев, которые в течение нескольких веков вынуждены были заниматься самой тяжелой и неблагодарной работой. Неизвестно, сколько бы так продолжалось, если бы не одно событие, которое на первый взгляд кажется случайным.

Однажды фараон, увидев, что евреев стало слишком много, решил топить всех новорожденных мальчиков в Ниле. И в это самое время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисеем (Моше). Мать очень хотела спасти его, поэтому положила в осмоленную корзину и отправила по реке.

На счастье младенца корзинку заметила дочь фараона, которая сжалилась над плачущим ребенком и воспитала его практически как собственного сына. Моисей долгое время рос при дворе, поэтому ничего не знал о бедствиях своего народа. Но однажды он увидел, как египтянин до смерти забивает еврея.

С тех пор Моше задумал избавить израильтян от страданий. Но сделать это можно было только одним способом – вывести народ из Египта.

Затем последовало множество печальных событий. Согласно Библии Господь наслал на египтян тяжелые испытания, наказания, которые вынудили фараона отпустить евреев вместе с их предводителем. Состоялось это радостное событие 14 нисана – по нашему календарю это примерно соответствует периоду в марте или в апреле (в зависимости от конкретного года).

А что же Пасха? Практически все мы знаем, что согласно той же Библии примерно 2000 лет назад в еврейской семье на свет появился младенец, которого назвали Иисусом. Он был не совсем обычным мальчиком, поскольку родился от Святого Духа, т.е. имел божественную природу.

Судьба его была не безоблачной – однажды Иисусу предстояло умереть на кресте, подобно разбойнику, за свои убеждения. И эта священная смерть согласно христианской традиции является главным событием в истории человечества. Ведь именно таким путем милосердный Господь искупил всех людей от греха.

Однако чудо произошло не сразу – спустя три дня люди увидели Христа воскресшим. В этом и было исполнение божественного замысла: спасение людей через жертву праведника. И произошло это событие ровно в тот день, когда евреи (уже который век) отмечали Песах.

Получается, что два очень важных истории как бы наложились друг на друга. Именно поэтому между Песахом и Пасхой с самого начала появилась культурная и религиозная связь, хотя это 2 разных праздника.

Традиции и праздничный стол

Конечно, есть множество отличий и в традициях. Например, еврейский Песах отмечается в течение 8 дней – в 2020 году с 8 по 16 апреля. А Пасха празднуется в основном в воскресенье, хотя после этого следует светлая седмица и еще 40 дней попразднства – ровно до того момента, когда будет отмечаться Вознесение Христа.

Всем известно, что у христиан символом Пасхи является крашеное яйцо. Оно объединяет православных и католиков, а также других представителей христианской религии.

А вот у евреев на стол, кстати, тоже ставят яйца, причем красят их только в красный, бордовый цвета. А еще на стол в Песах подают блюда, каждое из которых имеет свое символическое значение.

Читать еще:  Пасха 3 рима

Пасхальное приветствие

Христиане приветствуют друг друга восклицанием: «Христос воскрес!», на что им отвечают: «Воистину воскрес». А евреи говорят «Хаг Песах Самеах!», что означает: «Счастливой Пасхи».

Даты празднования

А теперь кое-что о датах празднования.

Еще в 325 году нашей эры церковный Никейский Собор принял решение отмечать Пасху в первое воскресенье после первого же весеннего полнолуния. Верующие тех времен хотели, как сегодня бы сказали, дистанцироваться от евреев, потому что именно их предки однажды предали Христа, призвав римского правителя Пилата распять его.

Именно поэтому дата празднования христианской Пасхи и иудейского Песаха никогда не совпадают – такое вот зримое проявление человеческих разногласий. При этом с религиозной точки зрения торжество отмечается в одно и то же время года – у иудеев это 14 нисана, а у христиан в первое воскресенье после первого полнолуния.

Есть ли что-то общее между праздниками

Как ни странно, есть. Прежде всего, в глаза бросается название: Пасха и Песах – не родственные ли это слова? Безусловно, это так.

Собственно Пасха и произошло от Песах, т.е. это вариант написания древнееврейского слова на латинице, от которой произошли многие современные европейские языки. Правда, интересно и то, что как таковое слово «Пасха» используется преимущественно в славянских языках – например, в том же русском.

А вот в ряде других языков слово записывается и читается совсем иначе:

  1. Easter («истэ») по-английски.
  2. Ostern («остан») так говорят по-немецки, когда отмечают Пасху в Германии.
  3. Velikonoční («вэликоночни») по-чешски.
  4. Húsvét («хушвеэт») по-венгерски и т.д.

Однако сходство словесное – это только поверхностное совпадение, и, конечно, оно не определяющее. Как всегда, чтобы понять что-то по-настоящему, нам следует сосредоточиться о главном и забыть о второстепенном. Любой праздник имеет свою духовную основу – это содержание, значение, т.е. самая его суть.

В чем смысл Песаха?

Господь выбирает Моисея, который вызволяет еврейский народ из рабства, т.е. выводит его из египетского плена. Моисей, таким образом, предстает спасителем, национальным героем израильтян.

В той истории народу была явлена Божья милость и всемогущество – ведь по дороге к своей земле обетованной людей ждало очень много испытаний. Но все же они прошли их и добились главной цели – освобождения.

В чем смысл Пасхи?

Господь послал на землю своего единственного сына Иисуса Христа, который ценой собственной жизни взял на себя грехи всего человечества и таким образом освободил его от рабства греха. Да, люди и сегодня грешны – ведь жизнь на земле далека от идеала.

Однако каждый человек может рассчитывать на милосердие Бога и прощение своих грехов. Это называется судить по милости, т.е. не по заслугам, а по любви.

Получается, что сама суть, сердцевина этих двух больших событий в общем-то едина. Но по всем традициям, дате, кулинарным особенностям, одежде праздники отличаются так сильно, что на первый взгляд они совершенно не совпадают друг с другом.

Хотя, пожалуй, можно найти и еще одно сходство – даты приходятся на весеннее время между мартом и апрелем. Пожалуй, это лучшая пора на земле, когда зима окончательно уступает права весне, а фермеры готовятся к новой посевной.

И это совпадение отнюдь не формальное. Многие историки полагают, что вообще говоря встреча весны – это очень древняя традиция, которая, несомненно, отразилась и на праздновании Пасхи. В это легко верится, если мы подумаем, какое значение имела весна для наших далеких предков.

Сегодня еда доступна круглый год, в том числе и фрукты, грибы и прочие летние продукты. А ведь долгие тысячелетия все это доставалось большим трудом. И не секрет, что человек чрезвычайно зависел от природы, в том числе и своей жизнью.

Выпадет неурожайный год – и все только и думают о том, чтобы наступила весна. Ведь это время жизни, когда солнце греет все сильнее, а трава растет все быстрее. Появляются первые плоды, ягоды, овощи, фрукты. Это и есть торжество жизни над смертью, освобождение от прежних страхов.

Вот почему несмотря на огромное количество отличий между Пасхой и Пейсахом, единого между ними тоже очень много. И это общее лежит в самой основе праздников. Меняются главные герои, меняются традиции. Но суть все равно остается той же самой.

Пасха – это день, когда мы празднуем возрождение природы, освобождение от власти греха и смерти. А продолжить эту строку каждый может самостоятельно: евреи впишут имя Моисея, христиане имя Иисуса. Но начальные фразы останутся без изменений.

11 самых радостных цитат о Пасхе

Святитель Григорий Богослов

Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды.

Читать еще:  Борзенко пасха сочинение

2

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Христос есть Жизнь! Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него. Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью. Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы.

3

Святитель Иоанн Златоуст

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из Гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».

4

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова.

5

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Воскресение Христово — это победа любви; оно нам говорит, о том что, любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти.

6

Протоиерей Александр Шмеман

Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших.

Мы ждем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем и верим, что смертью Христовой «жало смерти» разрушено, и смерть перестала быть безнадежным концом, распадом и разлукой навсегда.

От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время «наполняемся бесконечной Его жизнью, нас­лаждаемся неистощимой Его пищей.

7

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Пасха, двери райские нам от­верзающая», — поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

8

Протоиерей Георгий Флоровский

Пасха — день вселенской радости и мира. Торжествует и радуется весь мир, всякое дыхание и вся тварь. Ибо Господь победил и разрушил смерть, упразднил «державу смертную» — власть смерти. И с Воскресением Христовым надо всем творением уже занялась и загорелась заря грядущего всеобщего Воскресения, — его же чаем: «и жизни будущего века»…

Пасхальная радость беспредельна, в ней растворяется всякая скорбь и сомнения. Забываются обиды и огорчения: «и нена­видящим нас простим вся воскресением». Ни облачка грусти и темных воспомина­ний не должно затенять све­тозарное небо светоносной пасхальной ночи.

9

Каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью. Я есмь воскресение и жизнь, сказал Господь, верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное — оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви.

Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

10

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!» Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа.

Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.

11

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес».

Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector