Отец сын и святой дух кто они - Дневник садовода parnikisemena.ru
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отец сын и святой дух кто они

ТАЙНА ТРОИЦЫ

Ветхозаветная Троица – Гостеприимство Авраама

Ключевую роль в оформлении тринитарного догмата (то есть догмата о Троице) сыграли святители, которых по праву считают столпами Церкви, а время их жизни – золотым веком. Это Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Первое, что они сделали – перестали связывать бытие Сына и Духа с творением мира и стали рассматривать эти Лица не как подчиненные «орудия» Отца, а как равные по достоинству, чести и силе Личности. Проще говоря, Троица – это не «директор» и его два «заместителя», а неразрывное единство трех вечных любящих друг друга и равных во всем Личностей, которые были бы таковыми даже, если бы мира не было. Сын и Дух есть у Отца не потому, что Ими Ему нужно было сотворить вселенную, а потому, что Они существуют вечно – только лишь в силу своего бытия.

Вторым шагом на пути формирования тринитарного догмата стало четкое разделение двух важнейших философских терминов, которые до этого не использовались в богословии, но впоследствии стали ключевыми понятиями. Это греческие слова «?π?στ?σις» («ипостасис», «основа») и «ο?σ?α» («усиа», «сущность»). Вообще введение в христианский лексикон этих слов было революцией, поскольку именно они помогли внести терминологическую ясность в учение Церкви. Причем, это касается не только учения о Троице, но и еще двух принципиальных моментов – учения о Христе и учения о человеке.

Чтобы понять значение этих слов, можно вспомнить некоторые европейские языки, например – английский, французский или немецкий. В этих языках есть артикль – частичка, которая указывает на определенность или неопределенность слова, перед которым она ставится. Например, выражение «the door» («дверь») в английском языке указывает на конкретную дверь, о которой говорят в данный момент, а словосочетание «a door» – на любую дверь вообще, на любой объект, имеющий характеристики двери.

Примерно та же самая разница была заложена святыми отцами IV века в понятия ипостаси и сущности. Ипостась – это конкретный, единственный и неповторимый объект, живой или неживой. Сущность – это некий набор качеств, которые присущи этому объекту и которые делают его таковым. Сущность – это свойства, а ипостась – это раскрытие свойств в конкретно взятом объекте.

Сделав такие оговорки, богословы смогли, наконец, насколько это возможно, очертить границы учения о Троице. Отец, Сын и Святой Дух – это три вечные, бесконечные, всемогущие, свободные Ипостаси, реальные и отличные одна от другой, которые, в то же время, имеют единую Божественную Сущность и всецело ею обладают. В каждой Ипостаси Троицы божественные свойства раскрываются всецело и абсолютно, и поэтому каждое Лицо Троицы имеет равное божественное достоинство, ни в чем не умаляясь и ничем не возвышаясь Одно перед Другим.

Образ Троицы

Учение о Троице нашло свое отражение и в церковном искусстве, особенно на востоке христианского мира. Ему посвящены мозаики Равенны и Константинополя, и, конечно же, гениальное творение Андрея Рублева. Учение о Троице породило и совершенно новое отношение к человеку как к уникальной личности.

Троица Андрея Рублёва

Ни Древний мир в целом, ни даже Античность не знали понятие «личность». По большому счету для нехристианского мира личности не существует, а сам человек мыслится лишь как некая часть единого целого. Конечно, эта частичка может иметь свои уникальные черты, свой внутренний мир, эмоции, желания, но она никогда не может вырваться из той системы координат, в которые она попала по факту своего рождения. Род, племя, нация – вот основные ценности, и в их рамках личности нет места. В рамках системы есть только «личина», социальная роль, которую человек играет своей жизнью.

В Троице Личность обретает свою подлинную жизнь. Ипостаси Святой Троицы – это свободные и полноценно раскрывающие Себя Личности, которые всецело владеют своей Сущностью. В идеале таким задуман и человек – по образу Святой Троицы. Над ним не тяготели ни его собственные желания, ни природа, ни инстинкты, но он сам владел ими. Грехопадение нарушило это равновесие, и люди подпали под власть своей же природы. Иерархия человеческого бытия нарушилась, но тайна Святой Троицы являет идеал, к которому человек может стремиться.

Основным содержанием этого идеала является Любовь, по образу которой человек должен строить свои отношения с Богом и другими людьми. Для Троицы Любовь – это не отвлеченное романтическое понятие, а сама суть бытия, которая раскрывается только в бескорыстной отдаче себя другому и в таком же бескорыстном принятии ответной любви. Это взаимопроникновение божественных Ипостасей вновь возвращает нас к Новозаветной максиме – «Бог есть Любовь» (1Ин. 4:8).

Отрывок из статьи в журнале «Фома»

Святая Троица

Святая Троица в православии

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Читать еще:  Пасха 2010 дата

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Читать еще:  Именины николая чудотворца

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

Фильмы о Святой Троице

Уроки православия. Святая Троица

Отец, и Сын, и Дух Святой Святая Троица. Что значи

Отец, и Сын, и Дух Святой – Святая Троица.
Что значит для современного человека праздник Троицы?

Обсуждение данного вопроса в столь короткой статье, несомненно не сможет ответить в полной мере на поставленный вопрос. Но всё же, не затронуть данный вопрос, в преддверии столь значимого христианского праздника, нельзя, и просто необходимо.
Стремительное течение современной жизни, мгновенный доступ человека через простой клик «мыши» в сети Интернет к знаниям человеческой цивилизаций собираемые веками, всё же не делает человека более совершенным в вопросе познания сущности Бога, Его природы, качеств, действий и намерений.
Человек увлечённый видимыми благами цивилизации порой в меньшей степени задумывается о вечных вопросах бытия и сознания, о вере и неверии, жизни и смерти, земного и небесного, тленного и нетленного, временного и вечного, и т. д.
Можно сказать, что заданный современный ритм жизни не способствует человеку углубляться в эти вечные вопросы поиска истины. Он мыслит, как ему кажется, рационально, и сосредоточен на том, что даёт ему успех в этой, обозримой его умом жизни. Он в меру образован, в меру воспитан, в меру религиозен.
Он в принципе не отвергает Бога, но в тоже время не готов, да и не хочет, следовать тем постановлениям и правилам, которые установлены Богом и изложенными Им через Священное Писание. Прагматизм современного человека поглощает его внутренние-глубинные качества его души. Можно сказать, что для большинства наших современников, временное берёт вверх над вечным.
Как это не печально, но, если человек не сможет в этой нескончаемой круговерти остановиться, и поразмыслив, принять вечные истины для практического применения в своей жизни, он, увы, окажется отвергнут Богом, и не наследует спасения своей вечной души, не войдёт в Царствие Небесное.
Догмат Троицы всегда являлся одним из основополагающих в Церкви Христовой, и с апостольских времён последующие ученики принимали различные краткие вероучения, которые постоянно обсуждались на церковных соборах, принимались так называемые «символы веры», где данному вопросу уделялось центральное место, по причине возникновения лжеучений и отступлениями некоторых учителей в различные ереси.
На первом Вселенском соборе, который состоялся в 325 году в городе Никее были обозначены, сформированы, и принятыми первые семь принципов веры. А в 381 году на втором Вселенском соборе, который состоялся в столице Царьграде (Константинополе) к уже утверждённым семи принципам были добавлены ещё пять.
По этим двум городам и получил свое название самый известный и принимаемый всеми современными христианскими церквями Никео-Цареградский символ веры.
Вот он:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено. Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями. И вошедшего на небеса и сидящего одесную (справа от) Отца. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. И во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. Исповедую одно Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь.

Читать еще:  Дата православной пасхи в 2019

Первоначально этот символ веры должен был знать наизусть каждый кто готовился принять святое водное крещение. Но к сожалению времена меняются, и многие «современные христиане» не только не знают, но даже и не задумываются о смысле и понимании догмата Троицы. Для многих порой достаточно просто прийти в храм с берёзовой ветвью, нисколько не задумываясь о смысле отмечаемого праздника. Так что же в праздник Троицы мы отмечаем? Что он значит для нас?
В братстве Евангельских Христиан-Баптистов данному празднику уделяется особое место, он по значимости равен двум другим великим праздникам христианства, это Рождество Иисуса Христа и Его Воскресение. Читая наставления Господа, оставленные Им своим апостолам и ученикам мы видим сколь значимое место данному (будущему празднику) событию придавал Иисус. Он сказал: «…лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам, а если Я пойду, то пошлю Его к вам.» — Иоан.16:7. Это говорил Иисус во время последней Вечери со своими учениками перед Гефсиманией и Голгофскими страданиями. А уже воскресший Господь, вновь возвращаясь к данному вопросу говорит следующее: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым»- Деян. 1:4-5.
Что значит будете крещены Духом Святым? Слово крещение — (в оригинале греческого «баптидзо») означает погружение. Таким образом воскресший Иисус, разговаривая с учениками выделяет особым образом некое новое (неизвестное до того) погружение Духом Святым. При всём том, что апостолы уже приняли Духа Святого (Иоан.20:22) от воскресшего Господа. Зачем им некое новое неизвестное погружение? Во что им следует быть погружёнными?
И вот при ответе на этот вопрос мы и подходим к самой сути данного праздника Троицы. При чтении книги Деяний святых апостолов мы видим, как на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа исполнились Его слова, да и не только Его. Вспомните речь Иоанна Крестителя об Иисусе, которую он говорил при реке Иордане: «Я крещу вас в воде в покаяние, но идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.» — Матф.3:11-12.
При всей образности речи Иоанна, ясно, что идущий за ним Иисус, которого он назовёт Агнцем, берущим на себя грех всего мира, будет обладать чрезвычайными-исключительными возможностями определять вечное будущее людей, наводя Свой Божественный порядок, очищая Свои хранилища (гумно своё). Кто-то пойдёт в вечный огонь, а кто-то наследует Его Царство.
Так кто же эти счастливчики? Может быть это только апостолы, или только те сто сорок четыре тысячи юношей книги Откровения? Или это весь Израильский – Богом, избранный народ? К нашему счастью, ответ намного шире. Во многих местах Священного Писания мы видим спасающую руку Божью для всех, кто следует Его заповедям и исполняет их.
Так в обетованиях (обещаниях) данных Богом отцу веры Аврааму сказано о том, что в нем благословятся все племена земные. При исходе из Египетского плена вместе с евреями вышли и те другие народности, которые поверили Моисею о грядущем Божьим наказании, и вместе с евреями разделяли пасхального агнца в ночь, когда ангел губитель прошел весь Египет. А вспомните блудницу Раав, которая уверовав спаслась сама, и спасла всех своих родных.
В молитве Соломона при освящении храма, есть его воззвание к Богу с просьбой о том, что если и иноплеменник придет на это святое место и попросит о чём-либо, то он умоляет Бога услышать это прошение и дать просимое. Нет необходимости перечислять все места благодати Божьей, оставленные нам в Священном Писании. Достаточно привести золотой стих Библии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяким верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» — Иоан. 3:16.
В принятии верою спасающей жертвы Иисуса Христа и кроется секрет вечного спасения и принятия нас грешным — святым Богом. Только Духом Святым мы можем назвать Иисуса Господом! Только Духом Святым мы можем быть погружены (крещены) Господом в Его Тело – Церковь. О чём Он говорил ещё апостолу Петру: «…Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» — Матф.16:18.
Поэтому для нас праздник Святой Троицы это прежде всего праздник рождения Святой Церкви из всех племён и языков, исполнения Божьих обетований. Это также принятие силы Духа Святого для выполнения великого поручения Иисуса идти и проповедовать всем Евангелие. И как говорил Иисус: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет.» — Мар.16:16.
А теперь я хочу спросить тебя дорогой читатель: Что для тебя праздник Троицы? Может стоит, как говориться в Библии, остановиться и расспросить о путях древних? Ведь то, что Бог записал в Своём слове сбудется непременно, и тогда придёт конец.
Там, за гробом, давая отчёт в своём уповании перед Богом, мы не сможем перед Ним оправдаться ничем иным, кроме спасающей веры в Голгофскую жертву Иисуса Христа, принятую нами Духом Святым по обетованиям Святого Бога Отца.
Празднуя столь значимый праздник триединства Божьего – Святую Троицу будем благодарны Богу за то, что всё наше естество: дух, душа и тело будут непременно спасены через веру полнотой Божьего естества: Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector