2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Месяц пасхи у иудеев

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника

Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.

В 2020 году иудеи встретят Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, и продлится он до четверга, 16 апреля.

Начнем с названия. «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо».

Ужаснувшись случившемуся с первенцами (а смерти не избежал даже его собственный сын), фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой, которая есть воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — специальная еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а вот перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пиво и остальное спиртное на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им пришлось питаться пресной мацей.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Песах 2019: когда отмечается, история и традиции, заповеди и запреты, маца и вино

Евреи всего мира готовятся отметить главный иудейский праздник Песах, который празднуется в память исхода евреев из Египта. Это событие является основополагающим в иудаизме и расценивается как начало создания еврейского государства.

Читать еще:  Пасха в 1994 году какого числа была

Название праздника

Название главного еврейского праздника напоминает слово Пасха. Это неспроста — христианская Пасха тесно связана с иудейским праздником. Еврейскую Пасху традиционно называют Песах, или Пейсах (такой вариант названия принят у восточноевропейских, в том числе у российских евреев).

Слово «песах» имеет несколько значений. По одной из версий оно означает «перепрыгнуть», то есть в более широком смысле — перейти из рабского состояния к свободе. Также есть вариант происхождения названия от ивритского слова «пасах», что в переводе означает — «миновал», «прошел мимо». Бог, согласно преданию, во время «казней египетских» миновал еврейские дома, и погибли только египетские первенцы.

Когда отмечается Песах в 2019 году

Песах начинается на 14-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение семи дней в Израиле и в течение восьми дней за пределами еврейского государства. Чтобы не усложнять, сразу переведем в современный календарь.

Праздник будет отмечаться с вечера пятницы, 19 апреля, до вечера, субботы, 27 апреля.

Самая главная часть праздника — первый седер — состоится вечером 19 апреля. Первым днем Песаха официально считается 20 апреля.

В Израиле первый и последний день Песаха являются выходными, согласно религиозным правилам работа в эти дни категорически запрещена, время следует посвятить отдыху и молитве.

Все остальные дни Песаха считаются так называемым полупраздником, поэтому многие государственные учреждения Израиля закрыты, а светские израильтяне массово уезжают в короткие отпуска.

История исхода

Песах отмечается в память избавления евреев из египетского рабства и обретения ими свободы. Событиям праздника посвящена Книга Исход (Вторая книга Моисея). Это важнейшая часть Торы (Пятикнижия), Ветхого завета и всей Библии.

Книга Исхода рассказывает, что евреи 400 лет были рабами в Египте, пока их по божьей воле не вывел оттуда Моисей (Моше). Однако египетский фараон отказывался отпустить евреев. Бог в ответ наслал на Египет «десять казней». Только после десятой казни (гибели первенцев) фараон согласился отпустить евреев на свободу, однако потом передумал и кинулся в погоню.

Всевышний, однако, спас иудеев, повелев водам Красного моря расступиться и дать беглецам пройти. Преследовавшее Моисея фараоново войско при этом погибло.

Через три месяца перехода по пустыне иудеи достигли горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. Оттуда путники направились в Ханаан (Землю обетованную) и, достигнув ее границ, выслали вперед двенадцать разведчиков. Десять из них вернулись и поделились своими сомнениями о возможности завоевания этой земли. Всевышний наказал иудеев за сомнения и ропот: он обрек их 40 лет скитаться по пустыне, чтобы за это время родилось поколение, которое никогда не знало рабства.

Сорок лет спустя после исхода из Египта иудеи вышли к берегу Иордана, там Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина. Рассказ об исходе является фундаментальным в иудаизме, это событие, согласно Торе, является основополагающим в формировании евреев как свободного народа, обретшего свою страну.

Песах: традиции, заповеди и запреты

Традиции Песаха очень древние, считается, что они сохранились со времен исхода из Египта почти без изменения. Строгое исполнение всех правил и традиций праздника — это заповедь, которая тщательно соблюдается.

Среди главных атрибутов Песаха — маца (опресноки, которые готовят по строго определенным правилам), которая заменяет на всю праздничную неделю хлеб, а также вино, которое имеет символическое значение. К символам Песаха относится также горькая зелень, символизирующая горечь рабства, и некоторые другие продукты.

Все правила Песаха изложены в Агаде — сборнике молитв и текстов, связанных с исходом. Особое внимание в Агаде уделено правилам и порядку проведения самой важной части праздника — первого седера («седер» на иврите — это «порядок», последовательность действий, которая строго регламентирована).

Перед началом праздника верующие проводят тщательную уборку всего дома, изгоняя даже намеки на хамец (квасное — продукты и напитки, полученные с помощью брожения). Считается, что эта традиция идет со времен исхода, когда евреи так торопились покинуть Египет, что взяли с собой не успевшее забродить тесто. Из этого теста они по дороге пекли мацу — сухие пресные лепешки, «хлеб свободы».

Изгнание и даже сжигание (сегодня, как правило, символическое) хамеца — это символ избавления от греховного, всего, что мешает следовать божьим заповедям.

Хамец можно не только выбросить, но и продать, в том числе символически. После окончания праздника его так же символически выкупают обратно, делается это и в Израиле, в том числе так поступают со всеми хлебными запасами страны.

Заповеди Песаха столь же важны, как и запреты. Наличие на праздничном столе мацы и горькой зелени (марора) — символа горечи египетского плена — это одна из заповедей. К заповедям относится чтение пасхальной Агады, рассказ об исходе с ритуальными вопросами и ответами, а также правило выпивать за праздничным столом не менее четырех бокалов вина или виноградного сока и некоторые другие ритуалы.

Читать еще:  Когда в этом году католическая пасха

Из других обрядовых блюд на Песах упоминают зероа — пропеченное мясо с косточкой, бейцу — крутое яйцо, карпас — съедобную зелень, а также харосет — смесь из тертых яблок, вина, орехов и корицы. Каждое из этих блюд имеет символическое значение, связанное с историей исхода.

Связь Песаха с Пасхой

Песах и христианская Пасха тесно связаны. Согласно христианскому учению, Иисус вошел в Иерусалим как раз накануне Песаха. Все события Страстной недели так или иначе связаны с отмечанием этого иудейского праздника (Тайная вечеря — это, собственно, первый седер).

Католическая Пасха (которая в этом году отмечается 21 апреля) календарно не привязана к Песаху, в отличие от православной. Православные церкви, живущие по юлианскому календарю, как правило (бывают редкие исключения), отмечают Пасху ровно через неделю после Песаха. Так будет и в этом году: Страстная неделя у православных начнется 22 апреля, а Пасха будет отмечаться сразу после окончания Песаха — 28 апреля.

Еврейская пасха или Песах 2019: суть и традиции иудейского праздника

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2019 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Читать еще:  Пасха 2018 какого числа православная

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector