2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мелитон о пасхе

Книжные новинки: «Святитель Мелитон Сардийский. О Пасхе»

Издательский дом «Познание»

«Итак, разумейте, возлюбленные: это ̶
новое и ветхое,
вечное и временное,
тленное и нетленное,
смертное и бессмертное
таинство Пасхи»

Св. Мелитон Сардийский, «О Пасхе»

В Издательском доме «Познание» выходит в свет новое издание гимна
«О Пасхе», переведенного на русский язык митрополитом Волоколамским Иларионом. «О Пасхе» – богослужебное сочинение святителя Мелитона Сардийского, созданное ок. 160–164 гг. В этой поэме, которая читалась после паримий из книги Исхода, ветхозаветная история типологически раскрывается как прообраз страданий и смерти Иисуса Христа.

Вниманию читателя предлагаются избранные фрагменты предисловия митрополита Волоколамского Илариона и первые 10 стихов его перевода поэмы.

В качестве иллюстраций к тексту были использованы фрески римских катакомб, датируемые II V в. по Р.Х.

Св. Мелитон жил во II веке и был епископом города Сарды в Лидии (Малая Азия). Наиболее раннее упоминание о нем содержится в письме Поликрата Ефесского Римскому папе Виктору. На св. Мелитона ссылается Ориген (III в.) и Евсевий Кесарийский (IV в.), приводящий перечень его творений. Этот список показывает, что св. Мелитон был плодовитым церковным писателем и апологетом; его сочинения в IV веке были хорошо известны.

Сочинения св. Мелитона в III ̶ IV веках считались образцовыми в плане раскрытия православной христологии, и ими широко пользовались для защиты православного учения от ересей.

Два фрагмента из сочинений св. Мелитона приведены преп. Анастасием Синаитом (VII в.). До нашего времени сохранились и некоторые другие фрагменты из произведений св. Мелитона Сардийского, однако основная часть его литературного наследия утрачена.

Папирус IV века, содержащий полный греческий текст сочинения св. Мелитона Сардийского «О Пасхе» был открыт К. Боннэром в 1940 году. До этих пор были известны лишь отдельные фрагменты памятника в оригинальной, а также латинской, сирийской, коптской и грузинской версиях. Преп. Анастасий Синаит, цитируя св. Мелитона, называет его сочинение Λόγος εἰς πάθος («Слово о страдании»). Это название соответствует сирийской версии произведения св. Мелитона, однако отличается от названия в греческих кодексах. Разница в названии связана с тем, что слово πάσχα, происходящее от еврейского pesach («переход»), созвучно греческому глаголу πάσχειν («страдать») и воспринималось св. Мелитоном Сардийским как производное от этого глагола: «Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося – от παθεῖν («претерпевать») произошло πάσχειν («страдать»)» (О Пасхе 46).

Произведение св. Мелитона могло являться проповедью в Великую Пятницу. Великая Пятница – день, посвященный воспоминанию страданий и крестной смерти Иисуса Христа – с глубокой древности называлась христианами «Пасхой распятия» (πάσχα σταυρώσιμον), в отличие от «Пасхи воскресения» (πάσχα ἀναστάσιμον), празднуемой в «день солнца». Образ Христа страдающего и распинаемого был неотделим в сознании ранних христиан от образа Христа воскресшего, и Великая Пятница являлась началом пасхального торжества.

По жанру произведение св. Мелитона «О Пасхе» скорее напоминает богослужебную поэму или пасхальный энкомион (торжественную речь), чем обычную проповедь. Оно читалось в церкви непосредственно после ветхозаветных паримий из книги Исход, что отражено в первых словах поэмы: «Писание об исходе евреев прочитано, и слова таинства изъяснены». Произведение написано ритмизованной прозой с использованием приемов, характерных для подобного рода пасхальных декламаций.

Язык поэмы изобилует библейскими терминами и выражениями: едва ли не каждый стих поэмы содержит в себе аллюзию на священные тексты (издатель текста О. Перлер указывает более 500 подобных аллюзий). Это связано с общим замыслом произведения, целью которого было возможно более полное раскрытие ветхозаветной типологии страданий и смерти Иисуса Христа. Личность Христа является духовным центром всего произведения.

Поэма св. Мелитона Сардийского «О Пасхе» могла быть прототипом текста антифонов Великой Пятницы составленных, вероятно, в V веке. И поэма св. Мелитона, и антифоны Великой Пятницы являются своего рода церковным комментарием к Евангелию. Благодаря этим литургическим текстам христианин, принимающий участие в богослужении, настолько глубоко вовлекается в драму Страстной Седмицы, что вступает в диалог со всеми ее героями – с народом израильским, с Иудой-предателем и даже с самим Христом.

Сочинение св. Мелитона «О Пасхе» является выдающимся памятником христианской богослужебной поэзии. По богатству образов, лаконизму
и поэтичности выражения оно не знает себе равных среди дошедших до нас произведений Отцов Церкви этой эпохи.

1 Писание об исходе евреев прочитано,
и слова таинства разъяснены:
как овца закалается,
и как народ спасается.

2 Итак, разумейте, возлюбленные: это ̶
новое и ветхое,
вечное и временное,
тленное и нетленное,
смертное и бессмертное
таинство Пасхи.

3 Ветхое по закону,
новое же по Слову,
временное через образ,
вечное через благодать,
тленное через заклание овцы,
нетленное через Господню жизнь,
смертное через погребение в земле,
бессмертное через воскресение из мертвых.

4 Ветхий закон,
новое же Слово,
временный образ,
вечная благодать,
тленная овца,
нетленный Господь,
закланный как агнец,
воскресший как Бог.
Ибо хотя и «как овца, веден был на заклание»,
но не был овцой,
и хотя был как агнец безгласный,
но не был агнцем:
то было образом,
а это оказалось истиной.

5 Ибо вместо агнца был Бог,
и вместо овцы человек,
в человеке же Христос,
Который вместил в Себе все.

6 И вот, заклание овцы
и пасхальное празднество
и писание закона ̶
заключены во Христе,
через Которого было все в древнем законе,
но еще более ̶ в новом слове.

7 И закон стал Словом,
и ветхий ̶ новым,
изойдя вместе из Сиона и Иерусалима,
и заповедь ̶ благодатью,
и образ ̶ истиной,
и агнец ̶ Сыном,
и овца ̶ человеком,
и человек ̶ Богом. 8 Ибо как Сын Он рожден,
и как агнец ведом,
и как овца заклан,
и как человек погребен,
воскрес из мертвых как Бог,
будучи по природе Бог и Человек,

9 Который есть Все,
Закон ̶ как судящий,
Слово ̶ как учащий,
Благодать ̶ как спасающий,
Отец ̶ как рождающий,
Сын ̶ как рождающийся,
Овца ̶ как страдающий,
Человек ̶ как погребаемый,
Бог ̶ как воскресающий.

10 Сей есть Иисус Христос,
Которому слава во веки. Аминь.

Первыми сделать предзаказ на книгу могут участники марафона «Пост со смыслом» . Для размещения предзаказа необходимо перейти в интернет-магазин по ссылке и ввести промо-код, доступный участникам марафона.

Читать еще:  Когда в этом году католическая пасха

Новое в блогах

ПРОПОВЕДЬ «О ПАСХЕ» СВЯТИТЕЛЯ МЕЛИТОНА САРДСКОГО. Часть 1

Святитель Мелитон Сардский, «великое светило Азии», по выражению Евсевия, умер после 180 года. Современники называли его пророком, очевидно, по причине вдохновенности его проповедей. Две из них – «О Пасхе» и «О душе и теле и страстях Господних» – дошли до нас и, очевидно, относятся к 60–70-м годам II века.

А вот и полный перевод пасхальной проповеди святителя Мелитона.

О Пасхе

1. Писание еврейского исхода днесь читается,
и таинства слова днесь разъясняются,
как агнец в жертву приносится
и как народ спасается.

2. Итак, поймите, о возлюбленные, так есть
новое и древнее,
вечное и временное,
тленное и нетленное,
смертное и безсмертное
Пасхи таинство.

3. Древнее – согласно закону,
новое – согласно слову,
временное – через образ,
вечное – через благодать,
тленное – чрез заклание овцы,
нетленное – через жизнь Господа,
смертное – через в земле погребение,
безсмертное – чрез из мертвых воскресение.

4. Ибо: древен закон,
но ново слово;
временен образ –
вечна благодать;
тленна овца –
нетленен Господь,
закланный, как агнец,
восставший, как Бог,
ибо «как овца на заколение веден был»,
но Он не был овцой,
и как агнец безгласный,
но Он агнцем не был.
Ибо образ – миновал,
Истина же – обрелась.

5. Ибо вместо агнца был Бог,
и вместо овцы – человек.
В человеке же – Христос,
Кто Собой исполнил все.

6. Итак, овцы заклание,
и Пасхи празднование,
и закона писание
во Христе Иисусе исполнилось.
Чрез Него же все в древнем законе пребывало,
более же – в новом слове.

7. Ибо закон стал словом,
древний – новым,
выйдя от Сиона и Иерусалима,
и заповедь – благодатью,
и образ – истиной,
и агнец – Сыном,
и овца – человеком,
и человек – Богом.

8. Ибо, как Сын Он рожден,
и как агнец ведом,
и как овца заклан,
и как человек погребен,
из мертвых восстал Он, как Бог,
по природе – Сущий Бог и Человек.

9. Который есть все,
так как Он судит – закон,
так как Он учит – слово,
так как спасает – благодать,
так как рождает – Отец,
так как рождается – Сын.
Так как страдает – овца,
как погребается – человек,
как восстает же – Он Бог.
Сей есть Иисус Христос,
«Ему же слава во веки. Аминь.

10. Сие есть Пасхи таинство».
Как в законе написано,
Как немного прежде прочитано.

11. Изложу же слова Писания, как Бог повелевает Моисею в Египте, когда Он желает Фараона связать под бичом, Израиль же освободить от бича рукой Моисея.

12. «Ибо вот, – говорит Он, – ты возьмешь непорочного агнца и безукоризненного, и вечером заколешь его с сынами Израиля, и ночью съедите его с поспешностью, и костей не сокрушите его.

Читать еще:  Василий блаженный для детей

13. Так ты сотворишь, – говорит Он, – в одну ночь съедите его, по родам и коленам, препоясав чресла ваши, и будут жезлы в руках ваших, ибо сие есть Пасха Господня – воспоминание вечное для сынов Израиля. Взяв же кровь овцы, помажьте преддверия жилищ ваших,

14. положив на косяках входа знамение крови для устрашения Ангела. Ибо, вот, Я поражу Египет, и в одну ночь лишится он чад от скота до человека».

15. Тогда Моисей, заколов овцу и совершив ночью таинство с сынами Израилевыми, запечатал двери жилищ для охранения народа и устрашения Ангела.

16. Когда же овца заколается,
и пасха снедается,
и таинство свершается,
и народ радуется,
и Израиль запечатлевается,
тогда приходит Ангел поразить Египет,
непосвященный в таинство,
непричастный пасхе,
незапечатленный кровью,
неохраненный Духом,
враждебный,
неверный,
в одну ночь он лишил его чад, поразив.

17. Ибо Ангел, обойдя Израиль и увидев его запечатанным кровью овцы, пришел в Египет и укротил скорбью жестоковыйного Фараона, облекши его не в одежду скорби и не в ризу растерзанную, но – во весь Египет, растерзанный, плачущий о первенцах своих.

18. Ибо весь Египет, пребывая в страданьях и ранах, в слезах и бия себя в грудь, пришел к Фараону, весь скорбный, растерзав не только одеяния, но и душу, не только одежды облачения, но и сосцы сладости. Можно было видеть невиданное зрелище,

здесь – бьющих в грудь,
здесь – вопиющих от горя,
и посреди – Фараона скорбящего,
во вретище и на пепле седящего,
одетого в тьму осязаемую, как в скорбную одежду,
препоясанного всем Египтом, как препоясанием скорби.

19. Ибо Египет окружал Фараона, как одеяние плача,
таковой исткался хитон для тела тирана.
Таковой облек одеждой жестокого Фараона Ангел справедливости,
в печаль горькую
и тьму осязаемую
и в безчадие.

20. И был Ангел над первенцами Египта. Ибо стремительной и ненасытной была смерть первенцев.

Ешь до отвала, ходи в гости и жги. Отмечаем Масленицу правильно

Борис Ломакин

Когда Масленица в 2020 году

Дата Масленицы меняется каждый год, в зависимости от даты празднования Пасхи. В 2020-м масленичная неделя начнется 24 февраля и закончится 1 марта — Масленица будет именно в этот день.

Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. За эти семь дней проходят как спокойные, так и очень активные традиционные мероприятия. По крайней мере так Масленицу отмечали наши предки.

Ярмарки, танцы, разные спортивные состязания — все это традиционные атрибуты Масленицы. Источник фото: РИА «Новости»/Илья Питалев

Православная Масленица

В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей, последний день которой именуется Прощеным воскресеньем.

Бывший внештатный священнослужитель Московского патриархата в сане игумена и клирик неканонической религиозной организации «Истинно-православная церковь» Иннокентий Павлов по просьбе «360» кратко рассказал, что обычно делают верующие во время Масленицы.

В духовном плане — поют покаяния, потом наступает Великий пост, люди ограничивают себя в еде — не едят ни мясных, ни молочных блюд. Обычно в пятницу идут к исповеди, а в субботу причащаются. Другое дело, что все эти обычаи от нас уходят, молодежи это неинтересно. Другое время, другие нравы

Каких-то строгих предписаний по поводу действий во время масленичной недели нет. Нужно лишь ходить друг к другу в гости на блины. Но только до последнего дня недели, потому что это Прощеное воскресенье и веселиться в этот день не принято.

В пятницу — исповедаться, а в субботу — причаститься. Источник фото: РИА «Новости»/Сергей Пятаков

Сразу после Масленицы наступает Великий пост. Как-то по-особенному к нему готовиться не нужно, поделился Павлов, но за день до него следует прекратить безудержное веселье и стать спокойнее.

Готовиться не надо. Пост и есть пост. Прекращается веселье. В старину на Масленицу на тройке с бубенцами катались, гулянья были. Гулянья и сейчас проходят. Потом все заканчивается, начинаются скорбные песнопения, читается до первой недели поста покаянный Канон Андрея Критского

Великий пост и Пасха

Для любого православного человека одним из главных праздников является Пасха. Но перед этим необходимо пройти через Великий пост. Он начнется сразу после Масленицы, 2 марта, а закончится 18 апреля.

Помните, что в 2020 году светлый праздник Пасхи, или Воскресения Христова, согласно православному календарю, выпадает на 19 апреля. Это древнейшее и самое важное торжество для верующих, про которое говорят — «праздников праздник и торжество из торжеств». О других важных датах можно узнать в православном календаре на 2020 год, который подготовил «360».

Читать еще:  Можно ли жениться перед пасхой

Необычный рецепт блинов

Если вам надоели классические блины, то предлагаем поэкспериментировать. Можно порадовать семью блинчиками с ветчиной, сыром, либо удивить домочадцев чем-то совсем необычным — блинами с коньяком и шоколадом. Все-таки следующий месяц придется ограничивать себя во многих продуктах.

1. Горький шоколад — 80 граммов;

2. Молоко — 0,5 литра;

3. Мука — 200 граммов;

4. Яйцо — 3 штуки;

5. Коньяк — 3 столовые ложки;

6. Сахарная пудра — 2 столовые ложки;

7. Сливочное масло — 40 граммов;

8. Какао-порошок — столовая ложка;

9. Соль — 1 щепотка;

10. Растительное масло для жарки.

Разломить плитку шоколада на кусочки и растопить. Соединить муку и какао-порошок, добавить половину молока и перемешать. Оставшееся молоко подогреть и влить в шоколад. Далее нужно растопить сливочное масло и добавить его к шоколадному молоку. Потом взбить яйца с солью и сахаром, добавить в тесто, влить шоколадную массу в тесто и дать настояться два часа. После этого добавить коньяк и перемешать. И последний штрих — выпечь как обычные блинчики. Для красоты можно добавить сахарной пудры и варенья.

Источник фото: Public domain

История Масленицы

Масленица, или Сырная седмица, — наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики — местные иноки почти 40 дней перед Пасхой проводили в одиночестве, расходясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы (начинается 5 апреля и заканчивается 11 апреля) они вновь сходились. Некоторые не возвращались, потому что умирали в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, монахи за день до расставания просили друг у друга прощения и обменивались теплыми словами.

Отсюда и название — Прощеное воскресенье. Этот день заканчивает череду подготовительных недель (22 дня) к Великому посту. Именно в эти дни Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Традиции и обычаи

На каждый день Масленицы был свой обряд, но все они, по сути, сводились к сватовству, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.

Вся неделя делится на два периода: Узкая и Широкая Масленица. Узкая длится первые три дня — понедельник, вторник, среда. А широкая — последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые трое суток можно заниматься хозяйственными работами, а вот с четверга весь труд прекращался. Каждый день праздника начинался по-своему.

В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — смотрины невест, в среду — поедание блинов. С четверга начиналось бурное веселье.

Перетягивание каната — одна из популярнейших спортивных дисциплин на Руси. Грех не устроить состязание во время масленичной недели. Источник фото: РИА «Новости»/Евгения Новоженина

Неотъемлемой частью праздника было катание на лошадях. Мужчины, которые собирались жениться, специально для этого покупали сани. Молодежь также каталась с ледяных горок, прыгала через костер и захватывала снежный городок (это такая древняя игра в войнушку со снежками и снежными замками).

Блины — основное угощение и символ Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали, чтобы он прогнал зиму, а круглый румяный блин символизировал начало тепла, так как очень похож на летнее солнце. На Руси был обычай: первый блин всегда за упокой. Его отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник. Его считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Исполнители файер-шоу оригинально поджигают Масленицу. РИА «Новости»/Павел Лисицын

И самая важная масленичная традиция — сожжение чучела. Просто поджечь куклу — не в этом суть обряда. Важнейшее действие заключалось в том, чтобы нарядить чучело. Наши предки наряжали Масленицу в старый, рваный костюм — все-таки нужно уничтожить символ «постаревшей» за три месяца зимы и «воскресить» весну.

В современной вариации праздника чучелу разрисовывают лицо, делают закрытые глаза, алые щечки. Видимо, чтобы даже Масленица следовала современным гламурным трендам.

Не стоит забывать, что обряд сожжения Масленицы не имеет никакого отношения к православию. Церковь считает эту традицию языческим пережитком, но для многих людей, в том числе верующих, это просто представление без какого-то подтекста. Тем более что это очень яркое шоу.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector