Какой день называют малой пасхой - Дневник садовода parnikisemena.ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой день называют малой пасхой

День рождения воскресного дня

7 марта 321 года воскресенье стало днем отдыха

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3). Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.

Читать еще:  Звон колоколов на пасху

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.

Какой день называют малой пасхой

Каждую неделю мы все вместе особо поминаем Воскресение Христово, этот день так и называется у нас в России – воскресенье. Хочу развеять некоторые заблуждения, связанные с этой традицией. Она вовсе не повсеместная, а совершенно уникальная, и так было в России не всегда.

Как вы думаете, что значит «понедельник»? Почти все ответят, что это как-то связано со словом «неделя», и это верно. Вот только это вовсе не та неделя, которую мы всё ещё иногда называем седмицей. Неделей именовали у нас прежде воскресенье.

В наше время его называют неделей все славянские народы, кроме русского. Поляки – niedziela, украинцы – неділя, белорусы – нядзеля, чехи – nedele. Есть предположение, что неделя – это значит день, когда ничего нельзя делать. Вопрос: появилось ли это слово до или после христианизации славян?

Сохранилось восприятие Недели как молодой красивой женщины, именуемой иногда Неделькой. Кое-где считается, что это сестра одной из славянских богинь – Макоши. По белорусским преданиям, выходной день – неделя – появился после того, как люди спасли богиню от преследовавших её собак. Хорваты представляют себе эту богиню без рук, потому что в её праздник нельзя работать. Но невозможно понять, что в этих представлениях осталось от язычества, а что появилось с приходом христианства, настолько они перемешались за много веков. Церковь это, естественно, беспокоило. Так, в Паисиевском сборнике, который распространился в Болгарии в четырнадцатом веке, обличено было обожание Недели, православных наставляли, что чествовать в выходной день следует соединяемую с ним память о воскресении Спасителя.

На Руси решили пойти ещё дальше. Одни историки утверждают, что воскресеньем неделя стала повсеместно называться у нас в шестнадцатом веке, другие – что в семнадцатом. Но здесь нет особого противоречия, просто новый обычай распространился не сразу, а постепенно. Русская Церковь хотела, чтобы выходной прочнее был связан в народном сознании с воскресением Христовым, чтобы, помимо годового круга, главным событием которого была Пасха великая, утвердился малый круг, увенчанный малой Пасхой.

В 1551 году, во времена Иоанна Грозного, у нас состоялся Стоглавый собор, он особо остановился на том, что «субота быти всея твари образ имать, неделя же – воскресения день». Трудно сказать, как долго Церковь разъясняла людям значение воскресенья, но в последующие десятилетия слово «неделя» как обозначение дня недели начало изглаживаться из русского языка, пока не исчезло вовсе.

Скажем кратко и о происхождении у славян слова «воскресение», которое Церковь вознесла столь высоко. «Кресити» у славян означало «высекать, добывать огонь», а «кресати» – «воскрешать, оживлять». Сербы и сейчас называют словом криjес огонь, разводимый накануне Иванова дня (солнцеворота), а в словенском kresiti sе значит «сверкать». «Крес» – это и «огонь», и «оживление», но трудно сказать, какое из этих значений первично. Возможно, всё-таки «возрождение». Скажем, кресало – это орудие, удар которого сотворяет, вызывает или возвращает к жизни огонь. Между прочим, в латинском языке creo значит «создаю, творю, вызываю к жизни», и хотя латинский и древнеславянский очень далеки друг от друга, корень у этих слов общий.

В русский язык слово «воскресение» пришло через церковнославянский.

Теперь вопрос: как называют этот день недели – воскресенье – другие христианские народы?

О славянах мы уже сказали, но есть ещё две традиции. Одна возникла на заре существования Церкви. Уже во втором веке христиане, отказавшись от признания субботы главным днём недели, ввели новый, получивший название день Господень.

7 марта 321 года первый христианский император Рима Константин Великий издал декрет о признании воскресенья днём отдыха в Римской империи. Правда, земледельцы по необходимости могли в этот день работать в поле и на виноградниках. Как мы видим на примере нынешних дачников, даже православных среди них непросто бывает убедить отдохнуть в воскресенье. Так же обстояли дела и прежде, тем более что сначала в Римской империи христианизировались города, а в сельской местности новая вера утверждалась много медленнее и труднее. В 337 году был принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Эдикт 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю. Святость дня Господня подтвердили несколько церковных соборов, а император Лев III Исавр (717–749 гг.) вообще попытался сделать воскресенье для христиан тем же, чем была для иудеев суббота, шаббат.

Читать еще:  Даниил князь московский

Днём Господним воскресенье называют греки и все романские народы: итальянцы – donenica, испанцы – donenigo, французы – dimanche. Иначе обстоят дела у германских народов. Ещё в Древнем Египте еженедельно один день считался праздничным и был посвящён Солнцу. В Древнем Риме он также назывался dies Solis – «день Солнца». Это латинское название перешло к германским племенам. Английское наименование воскресенья – sunday – возникло примерно в тринадцатом веке, прежде оно звучало как sunnandg, но оба слова значили одно и то же. У голландцев раньше был sonnendach, сейчас – zondag. Шведы, норвежцы, датчане называют воскресенье sondag, а немцы – sonntag.

А вот понедельник немцы называют montag, а британцы monday, что значит «день Луны». У всех или почти всех народов Западной Европы названия дней недели привязаны к именам планет Солнечной системы и одновременно к языческим богам.

Скажем, суббота в английском – это saturday, день Сатурна. У скандинавов примерно то же самое, только дни недели названы по именам богов скандинавской мифологии: Тиу, Вотана, Тора и Фрейи, соответствующих по своей роли римским Марсу, Меркурию, Юпитеру и Венере. Выше говорилось, что у романских народов воскресенье из дня Солнца было переименовано в день Господень. Но остальные дни сохранили названия планет.

Кстати, так же обстоят дела и в Индии, где понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, а воскресенье – Солнца. Наверное, англичане и индийцы были весьма удивлены при встрече, что названия дней недели у них полностью совпадают по смыслу.

У славян названия дней недели также совпадают: понятно, что вторник значит второй, а название суббота заимствовали у иудеев. О единственном отличии мы уже упомянули. В России неделя называется воскресеньем. Это говорит об очень сильном влиянии Церкви, церковнославянского языка на русскую культуру. Когда я был в Болгарии, то на службе, проходившей на церковнославянском, который называют иногда древнеболгарским, мне было понятно почти всё, а в болгарском языке – почти ничего. Он, похоже, ушёл от церковнославянского куда дальше нашего.

То, что в воскресенье нельзя работать, – общее для всех христианских народов. Хотя воскресенье и не удалось сделать аналогом иудейской субботы, некоторого сходства добиться всё-таки получилось. Суббота считалась промежуточным днём между буднями и выходным. Это был сокращённый рабочий день.

Так как не всех помещиков, а позже промышленников это устраивало, борьба с попытками заставить людей работать по воскресеньям велась много столетий.

В 1699 году князь Оболенский был посажен в тюрьму за принуждение своих крестьян работать по воскресеньям. Не прошло и четверти века, как царь Пётр ввёл официальный запрет на работу в воскресенье на суконных фабриках. В субботу разрешалось трудиться лишь до 12 часов дня. Английский мыслитель Михаил Барро Маколей пытался убеждать капиталистов словом. «Этот день, – писал он, – не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин – человек».

Борьба за воскресный отдых была одним из тех случаев, когда мнения социалистов, рабочих движений и христианских церквей совпало. В 1890 году состоялась Берлинская рабочая международная конференция. Была создана комиссия, которая должна была отстаивать право на выходной в воскресенье. Возглавил её, как ни удивительно, некий архиепископ, согласившийся на такую честь.

Множество революционных лидеров прошлого требовали: «Руки прочь от этого дня». И можно было предположить, что советское правительство его трогать не станет. Ничего подобного. Его страсть к богоборчеству была столь сильна, что воскресенью объявили войну. Чьё воскресенье? Понятно чьё. Менять название не станем, чтобы не выглядеть полными дураками, но и в церковь вы в этот день пойти не сможете, и про безделье забудете.

В 1930 году вместе с решительным наступлением на Церковь в СССР была введена так называемая непрерывка – четырёхдневная рабочая неделя с пятым выходным днём. «Непрерывкой» она называлась потому, что выходного дня, общего для всех, не было. Все рабочие были разделены на пять групп, получивших названия: жёлтая, розовая, красная, фиолетовая и зелёная. Одна отдыхала в понедельник, другая – во вторник. И так далее. Лишь пять дней в году отдыхала вся страна, они считались праздничными. Это был День Ленина, следовавший за 30 января, Дни труда (2 дня), следовавшие за 30 апреля, Индустриальные дни (2 дня), следовавшие за 7 ноября.

Насколько эта мера была популярна, догадайтесь сами. У меня мама уж сколь далеко была от Церкви в советское время, но от двух вещей отучить её власть так и не смогла: от празднования Пасхи и соблюдения покоя в воскресенье – стирать, мыть полы и так далее значило согрешить.

В 31-м году из-за падения темпов роста экономики перешли на шестидневную неделю с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24, 30 числа каждого месяца. Эксперименты продолжались десять лет, что-то всё время меняли. Союз безбожников требовал даже переименовать месяцы: январь в честь Ленина, февраль – Маркса, апрель – Свердлова, декабрь – Сталина. И так далее.

Но надвигалась война, и в Кремле, очевидно, заинтересовались, наконец: а как ко всем этим идеям относится народ? Одно дело – заставить его работать в колхозе, когда деваться всё равно некуда, другое дело – воевать. Заставить хорошо воевать невозможно – а ну как в плен сдадутся? В общем, 26 июня 1940 года воскресенье как выходной народу вернули. Субботу – позже, в 1967-м, к 50-летию революции.

Читать еще:  В каком году появилась пасха

Итак, воскресенье по-прежнему значимо для большей части человечества по тем или иным причинам. Это можно заметить даже из космоса. В этот день магнитное поле Земли изменяется по отношению к будним дням, что связано с падением интенсивности передачи электроэнергии. Но лишь верные переживают его ещё и как малую Пасху. «Истоком дней» именовал его святой Василий Великий, и всякий из нас может встречать его радостным «Христос воскресе!»

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, микрорайона «Орбита» города Сыктывкар

сайт создан по благословению ПИТИРИМА, епископа Сыктывкарского и Воркутинского

Воскресение — малая Пасха

Воскресение Христово – центр жизни христианина не только в течение 40 дней пасхального периода, но и каждый день всего года. Лучшее доказательство тому приводит великий русский язык, ведь только в нем еженедельная Малая Пасха получила название «воскресенье».

Действительно, в основных европейских языках этот день называется совсем по-другому. Sunday, Sontag – «день солнца» в английском и немецком, Dimanche, Domenica – «Господень» («День Господень») – во французском, испанском и других языках романской группы, как и в греческом – Kiriaki. Именно так называли его первые христиане – День Господень – день, когда Господь воскрес, когда мы собираемся вместе и совершаем Евхаристию.

Место воскресной службы в недельном круге православного богослужения можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина. По слову апостола Павла, без Воскресения «тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). И воскресная служба, конечно же, занимает в богослужении исключительное положение. Как Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, так воскресная служба является началом и вершиной недельного круга православного церковного богослужения. В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, в этот день Церковью установлено совершать литургию – драгоценную диадему, которой венчается весь круг суточного богослужения. Воскресный день вновь говорит нам о победе Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия, и таким образом он также напоминает о будущем возвращении Господа на землю со славой.

Сегодня в православных храмах вне времени Великого поста Божественная литургия может совершаться каждый день. За два тысячелетия христианской традиции Церковь прославила тысячи святых, имена которых мы можем найти на каждый день церковного календаря, и именно в их память теперь мы каждый день можем совершать литургию. Первые христиане совершали литургию только в День Господень – в воскресенье, и огромная важность этой традиции неоднократно подчёркивается в творениях святых отцов.

Святой Василий Великий называл воскресенье «истоком дней», «ровесником света». Святой Григорий Палама так говорит о воскресенье: «В этот день произошло воскресение Иисуса Христа, которое по своей сути является восьмым воскресением в истории человечества. Три воскрешения совершились в Ветхом Завете и четыре воскрешения в Новом Завете».

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю, которая нас не покидает целый год. Вспоминается нам и преподобный Серафим Саровский, который праздновал Пасху каждый день. Пасхальная радость никогда не оставляла его. Приходивших к нему людей он каждый день года приветствовал словами «Христос воскресе, радость моя!».

Почему я иду в храм в воскресенье?

Некоторые из нас нередко пренебрегают возможностью вновь прославить Воскресение Христа, придя на службу в воскресный день, забывая, что по церковным правилам нарушитель этой заповеди сам изгоняет себя из Церкви Христовой. Согласно восьмидесятому правилу VI Вселенского Собора, мирянин, который не будет на воскресной литургии три раза подряд, отлучается от церковного общения. Это правило показывает, насколько значима воскресная литургия в жизни христианина.

Во время литургии человек соединяется со Христом, Господь наполняет собой всё наше естество, дарит нам силы, необходимые для жизни. Поэтому не страх перед наказанием должен побуждать нас быть на воскресной службе, а опасение за свою жизнь и ее духовное качество.

Весь закон Божий сводится к двум заповедям: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22, 37-40). Но разве можно эти заповеди исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему.

Храм – это место, назначенное Самим Богом для нашей встречи с Ним, а Божественная литургия – время, когда Господь освящает нас. Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы, Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. За литургией мы слышим Его слово и слова Его учеников, мы вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о будущем. Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем о таинственной природе Бога, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей Надежде.

Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты. И это та малая Пасха, которая так необходима всем нам.

Дмитрий Антошков,
студент 1-го курса
Минской Духовной Семинарии

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector