Кадаши расписание богослужений - Дневник садовода parnikisemena.ru
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кадаши расписание богослужений

Храм в честь Воскресения Христова в Кадашах

К оглавлению — храмы Москвы

Адрес храма: 113035, Москва, 2-й Кадашевский пер., 7/14 (м. «Третьяковская»).
Телефон храма: (495) 953-13-19, 953-22-91

История: первое упоминание о храме в слободе ткачей и бондарей относится к 1498 г.

Существующий храм построен в 1687 — 1713 гг. на средства купцов Кондратия и Лонгина Добрыниных. Частично сохранились подклет и часть стен предшествующего храма (1657 г.).

Автором постройки, предположительно, считается кадашевец — зодчий и колокольных дел мастер Сергей Турчанинов.

В 1695 г. была пристроена высокая, стройная колокольня, венчающаяся ярусным шатром.

Яркой индивидуальной особенностью церкви является завершение четверика храма не традиционной «горкой кокошников», а ступенчатым аттиком, украшенным рядами белокаменных «гребней» с волютами и раковинами.

Церковь неоднократно перестраивалась.

В интерьере сохранилась настенная живопись середины XIX века; церковная ограда — 1880-х гг.

Храм закрыли в 1934 г.; реставрирован — в 1970-х гг.

Здание занимала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря.

Изъятые из церкви иконы — Боголюбская Богоматерь (1689 г.) и Спас Вседержитель (1690 г.) — хранятся в Государственной Третьяковской Галерее.

В настоящее время богослужения в храме возобновлены.

На территории храма сооружены две часовни — в честь Почаевской иконы Божией Матери и Царственных мучеников.

При храме имеется музей «Кадашевская слобода» (экскурсии по предварительным заявкам), действуют воскресная Школа и Центр детского творчества.

Святыни: частицы свв. мощей мч. Евтропия Римского, прп. Иова Почаевского; мощевик с частицами свв. мощей Костромских мучеников Смутного времени (1613 г.), в часовне Царственных мучеников — икона царя страстотерпца Николая II, написанная на камне.

День памяти: переходящий

Богослужение: по расписанию.

Храм Воскресения Христова в Кадашах — апрель 2009 года.


Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов.

В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке.
Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова.

Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Кадаши расписание богослужений

Настоятель: протоиерей Александр Салтыков

Адрес: г. Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7/4, стр. 14

Официальный сайт храма: www.kadashi.ru

Читать еще:  Икона отец сын и святой дух

ТУ Росимущества в г. Москве издано распоряжение от 01.07.2014 №422-09/10943 о передаче Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Воскресения в Кадашах, 1687 г., арх. С. Турчанинов. Колокольня, 1695 г.».

История храма от истоков

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако это не находит подтверждения в документах.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней не сохранилась.

В XVI веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены в каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется « церковью Воскресения, что на Грязех » . Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.

По мнению современных ученых, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687-ом при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма . Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича . (Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах (в 1697 г.).

В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм « начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году ». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 году « ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию ».

Читать еще:  Пасха 2013 какого числа

Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 года, были встроены в новое сооружение. А в 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча» .

Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.

В 1695 году три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.

Сохранились записи о первоначальной покраске храма: «стены ее (церкви) были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки.

Храм Воскресения Христова в Кадашах

ГЛАВНОЕ

  • Первый деревянный храм на этом месте был возведен в XV веке. Нынешняя церковь была построена в 1687 ‒ 1695 гг.
  • Церковь в Кадашах относится к стилю нарышкинского барокко: красный кирпичный храм, обильно украшенный белым резным декором.
  • На южной стене церкви сохранились солнечные часы. Росписи храма выполнены мастерами Оружейной палаты.
  • На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода».
  • Церковь расположена в Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, сохранилось множество других памятников.

Храм Воскресения Христова в Кадашах – один из красивейших не только в районе Замоскворечья, но и во всей Москве. Несмотря на сложную историческую судьбу, этот великолепный храм, построенный в стиле нарышкинского барокко в конце XVII века, сохранился до наших дней. Сейчас в рамках комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни, а также церковь в честь преподобного Иова Почаевского, где хранится частица его мощей. На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество.

Сам район Замоскворечье – один из древнейших районов города. Среди исторической застройки встречается много памятников архитектуры XVII ‒ XIX веков. Здесь также расположено много музеев, кафе, а многие улицы прекрасно обустроены для пеших и велосипедных прогулок.

Возведение храма

История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ‒ 1695 гг. Необычное название местности «Кадаши», по преданию, произошло от основного вида деятельности, которой были заняты жители слободы, – изготовления кадей, то есть бочек. В кадашевской слободе было пять храмов, но церковь Воскресения оставалась среди них главной. Этому способствовало удачное местоположение церкви между улицами Ордынка и Полянка – старыми дорогами, ведущими на юг. Напротив храма на другом берегу Москвы-реки стоит Кремль.

Читать еще:  Пасха в 2000 году какого числа была

Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ‒ XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.

Церковь в Кадашах относится к так называемому стилю нарышкинского, или московского, барокко. Это направление архитектуры было свойственно Москве конца XVII в. Красный кирпичный храм обильно украшен белым резным декором: это и наличники окон, и оформление порталов, и другие элементы. По своему устройству храм представляет типичный пример приходской церкви XVII века, увенчанной изящным пятиглавием куполов. Редкая интересная деталь – на южной стене церкви сохранились солнечные часы. Внутри храм украшали роскошный резной деревянный иконостас и стенные росписи, выполненные мастерами Оружейной палаты.

В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.

Возрождение храма

Храм в Кадашах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Тогда было разграблено имущество прихода, а в церкви французскими солдатами были устроены конюшни. Следующим непростым этапом в истории Кадашевской церкви стало советское время: с 1934 года прекратились богослужения, а храм закрыли. Однако очевидное культурно-историческое значение здания спасло храм от сноса: в конце 1940-х годов началась реставрация, а в 1966 году храм передали научно-реставрационному центру им. Грабаря (ВХНРЦ).

В 1990-е годы начинается новый период для Кадашей. Поскольку главное здание храма Воскресения тогда было занято центром Грабаря, настоятель получил благословение на создание храма преподобного Иова Почаевского. Этот миниатюрный храм был оборудован во дворе храма Воскресения в здании бывшего каретного сарая и является единственным храм в Москве с посвящением преподобному Иову. В Кадашах хранится икона XVII века с его образом и частицей мощей. А в 2006 году конфликт с реставрационными мастерскими закончился: главный храм Воскресения был официально возвращен Русской Православной Церкви.

Сейчас в храме Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни (в честь святых Царственных Мучеников и Почаевской Иконы Божией Матери), а также церковь в честь Иова Почаевского. На базе прихода создан краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество, проводятся регулярные экскурсии и научно-практические конференции «Кадашевские чтения», посвященные проблемам сохранения культурного наследия.

В Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, рядом с церковью Воскресения в Кадашах сохранилось множество других памятников архитектуры. В пяти минутах ходьбы от церкви находится Государственная Третьяковская галерея. Пешком можно также дойти до Красной площади и Кремля, прогуляться по живописным историческим улицам – Пятницкой, Большой Ордынке. Кроме культурных достопримечательностей, в этом районе расположено много ресторанов и кафе на любой вкус.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector