0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где был установлен принцип расчета пасхалии

Пасхалия. Юлианский и Григорианский календарь.Время празднования Пасхи. Основание пасхалии

Пасхалия (краткие сведения)
Юлианский и григорианский календари

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть
таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на
весь так называемый великий Индиктион — период времени в 532 года, в котором все
календарные вычисления начинаются с первого года. Там в девяти столбцах стоят
цифры: в первой графе — годы от Адама, то есть от сотворения мира, во второй
графе — от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны,
вруцелето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.
В древние времена величину года измеряли двенадцатью лунными месяцами. Весь
лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца,
египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов.
В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего
летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел
ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года
называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными
Риму. И в 325 г. по Рождестве Христовом на Первом Вселенском Соборе юлианский
календарь был положен в основание пасхальных вычислений.
Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать
в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил
считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний
день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29
суток. Год этот, в отличие от обыкновенных, или простых лет, называется
високосным годом.
Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта
незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в
течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория
XIII отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее
время отвратить это перемещением равноденствия. Было постановлено отбрасывать от
каждых 400 лет по 3 дня, то есть в продолжение четырех столетий аннулировать три
високосных года. В настоящее время разница между старым и новым (григорианским)
стилем достигла примерно 13 дней.

Время празднования Пасхи
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено
строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви
праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни недели,
что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме
и других Церквях Пасха праздновалась же не в одно время с иудеями, а после
полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье.
Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском
Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми отцами было согласовано и
постановлено: «Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день
за полнолунием».
Основание Пасхалии
В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири,
встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг
луны, основание, эпакта, ключ границы.
Индиктион — это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался
пятнадцатый Индиктион. Сначала слово «индикт» не имело никакого отношения к
Пасхалии — это пятнадцатилетний период сбора податей у римлян, разделявшийся на
3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312
году в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную
свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую
хронологию и в наши летописи.
Кругом солнца называется период времени в 28 лет, через который все дни недели
возвращаются на те же числа месяцев.
Простой год содержит в себе 52 недели и 1 день, а високосный — 52 недели и 2
дня, поэтому дни недели не приходятся на одни и те же числа месяцев, а каждый
год изменяются.
Если бы все годы были простые, то каждый день недели приходился бы на то же
число месяца через 7 лет, то есть пока лишний день не обошел бы всю неделю и не
возвратился бы на свое место.
Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то
сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосных, чтобы этот лишний день мог
составлять неделю, то есть обойти все дни недели.
Итак, чтобы все дни недели возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти
семи простым годам и семи високосным, то есть семилетний цикл должен повторится
четырежды. В результате получается 28-летний цикл.
Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: Аз, Буки,
Веди, Глаголь, Добро, Есть, Жизнь, обозначающие последовательно семь целых чисел
от 1 до 7 и соответствующие дням недели. Буквы располагаются, так, что «Аз»
соответствует первому воскресенью первого года творения, и все воскресные дни
этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта
месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта
месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква — это и есть
вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице.
Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето — 3. Это значит,
что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых
стоит буква 3, будут приходиться на воскресные дни. Точно также в 1956 году все
числа месяцеслова, около которых стоит буква «Глаголь», будут падать на
воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начитается с марта
месяца).
Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым
числом эта разность полагается в 11 дней. Накапливаясь с каждым годом, эта
разность, по истечении 19 лет совершает так называемый круг луны.

Читать еще:  Открытка с пасхой своими руками

Кругом луны называется девятнадцатилетний период, по истечении которого фазы
луны приходятся в те же числа, на которые они выпадали 19 лет назад. Число,
обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым числом.
Основание есть число, показывающее возраст луны к первому марта, например, 1957
год имеет основание 11, то есть к 1 марта 1957 года луна будет иметь возраст 11
дней.
Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда
основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21. Это делается
для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, то есть определить число марта
или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым
оканчивается еврейская Пасха. При определении дня Пасхи эпакта не имеет
значения.
Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки,
соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним
пределами Пасхи, то есть между 4 апреля и 8 мая. Ключевые буквы указывают, на
сколько дней Пасха удалена от 3 апреля и служит как для определения самой Пасхи,
так и всех зависящих от нее праздников и постов.
Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования
Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную
Пасху должно праздновать:
1) после иудейской;
2) в воскресный день;
3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое
наступит после весеннего равноденствия;
4) если в то же воскресенье выпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха
должна праздноваться в следующее за ним воскресенье.
Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически
предписаны следующими правилами:
7 и 70 Апостольские правила;
определение I Вселенского собора;

18.Вечернее богослужение (Девятый час.Вечерня.Очерк исторического развития вечернего богослужения.Краткое объяснение священнодействий и песнопений вседневной вечерни. Великая вечерня. Малое повечерие.

В состав церковного богослужения входят: вечерня, повечерие,полунощница, утреня, час первый, час третий, час шестой и час девятый. В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Священного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основание пасхалии

11 Февраль 2011

Индиктион — это великий пасхальный круг в 532 года.

С 1941 г. начался 15-й Индиктион.

Сначала слово «индикт» не имело никакого отношения к Пасхалии, — это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 г. в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи.

Кругом солнца называется период временив 28 лет, через который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.

Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются.

Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца через 7 лет, т.е. пока не обошел бы лишний день всю седмицу и не возвратился бы на свое место.

Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосным, чтобы этот лишний день мог составлять седмицу, т.е. обойти все седмичные дни.

Читать еще:  Как приготовить пасху

Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным , который бывает через 3 года.

Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква, это и есть вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни. Точно также в 1956 году, все числа месяцеслова, около которых стоит буква Г, будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начинается с марта месяца).

Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым числом эта разность полагается в 11 дней. Накопляясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает, так называемый круг луны. Кругом луны называется 19-ти летний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как случились 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым Числом.

Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта ‘ 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.

Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, т.е. определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. ПРИ определении дня Пасхи эпакта не имеет значения.

Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. между 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.

Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования св. Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать:

1) после иудейской,

2) в воскресный день,

3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,

4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Нарушение этих соборных постановлений с времени празднования св. Пасхи категорически запрещается. Новый календарь, который был введен в 1582 г. в Римской церкви папой Григорием ХIII, не так точен, как Юлианский. Бывает на Западе так, что празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические правила празднования Пасхи. Относительно же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календарем, между тем как у Григорианского календаря эта согласованность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования св. Пасхи ведется по Юлианскому календарю.

Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празднования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и временами церковными. При этом необходимо помнить, что.церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырьмя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в гражданском счислении будет относиться не к этому, а к предшествующему году.

Пасхалия

Пасхалия — методика расчёта даты Пасхи.

  • Религия христианство

В начале эры большинство христианских церквей имели собственные пасхалии.

На I Вселенском Соборе в Никее было предложено отмечать всем христианам Пасху в один день.

С этого момента в христианском мире стала распространяться александрийская пасхалия как наиболее простая система, удовлетворяющая требованию: Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия).

Читать еще:  Мастер класс на пасху своими руками

В VIII в. эту пасхалию целиком приняла и Римская Церковь.

В 1583 г. Римско-католическая Церковь при папе Григории XIII произвела реформу календаря, перейдя на т.н. григорианскую пасхалию. Эта пасхалия является более точной астрономически, но много более сложной чем Александрийская.

Расчёт даты Пасхи

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

  • Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);
  • Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);
  • Установленный день празднования — воскресенье.

Правило звучит так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Обе Пасхалии — Александрийская и Григорианская — основаны на этом принципе.

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти круг Луны — её положение в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н.э. круг Луны равнялся 2, соответственно в год Y от Р. Х.

Круг Луны = остаток от (Y— 2)/19;

Основание Луны — число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Для расчёта используется золотое число Метонового цикла — G=круг Луны + 3;

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 — Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресение, то Пасха празднуется в следующее воскресение.

Однако православная и католическая Пасха используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Вычисление даты православной Пасхи

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии.

Полнолуние(Y) = 21 марта + [(19·[Y/19] + 15)/ 30].

где [m / n] — остаток от деления нацело m на n.
Если значение Полнолуние(Y) = 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу вычисления Пасхи ([m / n] — остаток от деления нацело m на n)

  • a = [(19·[Y /19] + 15) / 30] (например, [2007/19] = 12, а = [(19·12 + 15)/30] = 3, Полнолуние(2007) = 21 марта + 3 = 24 марта)
  • b = [(2·[Y /4] + 4·[Y /7] + 6·a + 6) / 7] (например, [2007/4] = 3, [2007/7] = 5, итак для 2007 года b = 1)

Если (a + b) > 9, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае — (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX—XXI вв. это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю).

Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Российский инженер-конструктор Константин Чайкин в 2007 г. впервые в мире разработал и создал механические часы, автоматически (вечно) вычисляющие дату православной Пасхи на каждый год по юлианскому календарю.

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Вычисление даты католической Пасхи

Католическая Пасха рассчитывается по Григорианской Пасхалии.
В XVI в. Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI в. Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5% — разница в 4 недели, и 20% — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Католическую пасху можно рассчитать по следующему алгоритму:

  1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
  2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
  3. X = 3*C/4 − 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосные)
  4. Z = (8*C + 5)/25 − 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
  5. D = 5*Y/4 − X − 10 (в марте день — D mod 7 будет воскресенье)
  6. E = (11*G + 20 + Z − X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
  7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
  8. N = 44 − E (N-е марта — день календарного полнолуния)
  9. ЕСЛИ N 31 ТО дата Пасхи (N − 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта
  10. N = N + 7 − (D + N) mod 7
  11. ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N − 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Johan Gustaf Liljegren, Public Domain.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector