0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двунадесятые праздники и святая пасха

Книга «Двунадесятые праздники и Святая Пасха»

Аудио

Рассказывая о православном календаре, знаток богослужения и богослов иеродиакон Серафим (Чуркин) говорил: «Не правда ли, странный народ христиане? За две тысячи лет христианства сколько их не мучили, сколько не уничтожали, а у них, что ни день, то праздник!» У гражданского населения в год и десяток праздников не наберется, а у православного даже 29 февраля – и то день, когда празднуется память 15 (!) святых. Или возьмем обычное воскресение. Для людей нецерковных это просто очередной выходной, а для христиан – праздник, да при этом один из главных, притом столь фундаментальный, столь основательный, что даже у большевиков не хватило сил выкорчевать его из своего календаря. Что же отмечают православные в свои праздничные дни? Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, расскажет о самых главных православных торжествах. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Двунадесятые праздники и Святая Пасха». Об этой книге – далее в нашей программе.

Издательство «Сибирская Благозвонница» продолжает публикацию проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима), начатую такими книгами автора, как «Врата покаяния», «Сияние Пасхи» и «Вечное сокровище: Благоухание Пятидесятницы». В этой книге представлены проповеди, сказанные архипастырем в дни двунадесятых праздников, а также на Праздник праздников – Святую Пасху. Проповеди отличаются простотой, доходчивостью и красотой изложения и обращены ко всем, кто стремится к духовной жизни во Христе в непростых условиях современности. И прежде чем мы рассмотрим некоторые наставления Владыки, попробуем ответить на вопрос, что же все-таки отмечают православные в свои праздничные дни?

По словам опять же отца Серафима (Чуркина), сказать, что верующие люди просто «вспоминают того или иного святого, то или иное событие, — это значит, коснуться только части существа дела. Воспоминание здесь имеет место, так как отмечаемое событие действительно совершилось когда-то в прошлом. Но главное в православных торжествах не воспоминание, а проживание». Т.е. отмечая церковный праздник, мы не просто вспоминаем те или иные события Священной истории, мы участвуем в них. Каждое христианское торжество, по учению святых отцов, имеет надвременное и непреходящее значение. Поэтому на протяжении уже более 2000 лет ни один из праздников не потерял своей актуальности, но напротив, вновь и вновь он становится реальностью того или иного дня.

Так, например, начало всех праздников Церкви – Рождество Пресвятой Богородицы – приглашает нас стать сопричастниками рождающейся Пресвятой Чистоты, Преблаженного Самоотвержения. Именно проповедь на этот Богородичный праздник и открывает настоящую книгу. За ней следует проповедь на Воздвижение Креста Господня, потом Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господне, Сретение и Благовещение. Остановимся на последнем празднике, потому что Благовещение Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует сегодня, 7 апреля. А для того, чтоб рассказать вам об этом событии, мы откроем соответствующую проповедь митрополита Владимира.

По словам Владыки, «с раннего детства Пречистая Дева прокладывала свою прямую тропу в Горнее Царствие. Дочь праведников, обитательница храма Господня, собеседница ангелов, – все помыслы посвятила Она Всевышнему, все сердце заполнила любовью к Нему Единому. Чужая и чуждая нечистоте этого мира, отторгая от Себя даже тень соблазна, Невеста Неневестная возрастала в святом Боголюбии, пока не соделалась воплощенным зовом, обращенным в Небесное Царствие. Этот зов чистейшего и бескорыстнейшего чувства не просил и не осмеливался ждать ответа. Но Всесовершенный Жених внял призыву Совершенной Невесты Своей». И, как отмечает архипастырь, если «Введение во храм было обручением Ее Небесному Жениху, то Благовещение явилось венчанием Господа с Богоизбранной Девой».

Таким образом, став Матерью Бога, «Пресвятая Дева явилась истинной соратницей» Его «в деле спасения человечества. Рядом с Божественным Сыном Своим прошла Она страшный Крестный путь, разделила с Ним смертную муку искупительной Жертвы, по завету, данному Ей с Креста, усыновила в лице любимого ученика Его Иоанна весь род христианский. От Рождества до Успения Своего возрастала Пренепорочная Дева в скромном величии, и от трудов и скорбей земного жития ни пылинки не осело на Пречистых одеяниях Ее души. Завершение земного подвига стало часом величайшего Ее торжества, который предвозвещали древние пророки, воспевая Царю Небесному: «Стала Царица одесную Тебя» (Пс. 44, 10).

Читать еще:  Мероприятия в пасху в москве

Завершая данную проповедь, Владыка Владимир отмечает: «Величайшее счастье для всех нас, что из нашего человеческого рода Господь возрастил достойную Себя Богоневесту, нашу Предстательницу и Путеводительницу на пути спасения. Прозвучавшему в таинственный день Благовещения архангельскому приветствию: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1, 28) – вторит Святая Церковь, воспевая: «Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшего Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественного воплощения. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная».

В праздник Благовещения Пресвятой Богородице мы светло торжествуем начало нашего спасения. Но достойны ли мы с Вами, при нашей нечистоте и порочности, участвовать в величайшем торжестве Пречистой Богоневесты? Приступим же к нынешнему ликованию в страхе Божием, перед лицом Царицы Небесной следуя призыву святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Радуйтесь, земнородные, радуйтесь особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом пред величием таинства, как обложенные скверною греха. Радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатию Божиею от скверны греха. Возвеличите чистыми сердцами и устами Матерь Божию, возвеличенную и превознесенную над ангелами и человеками, возвеличенную самим Богом».

По словам митрополита Владимира, «в Православной Церкви человек прибегает и к заступничеству Матери Божией и святых угодников, за него соборно молятся братья и сестры во Христе. Чувство Богообщения в сердце христианина питают и созерцание святых икон, и красота духовных песнопений, и проникновенные слова молитв, сложенных духоносными отцами Церкви. В годичном круге постов и праздников Мать-Церковь мудро чередует необходимую нам скорбь о грехах с радостью светлых воспоминаний о деяниях Спасителя, Пречистой Его Матери и святых Его». И ныне лучшее этим словам доказательство, когда радость о празднике Благовещения переплетается с мыслью о том, что идет Страстная седмица, что Великий пост подходит к концу, а мы так и не начали свое Покаяние.

Двунадесятые праздники

12 самых главных православных праздников года

Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.

Икона Двунадесятые праздники

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Читать еще:  Откуда произошло слово воскресенье

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Двунадесятые и Великие праздники

Двунадесятые праздники Православной Церкви

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Все даты указаны по новому стилю (по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября)

Читать еще:  Дом ильи муромца

Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Девы Марии – 7 апреля
Вход Господень в Иерусалим — (вербное воскресение) воскресение перед Пасхой – переходящий праздник

Вознесение Господне — 40-ой день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий праздник
День Святой Троицы . Пятидесятница — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий праздник
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. Переходящие праздники перемещаются вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Т.е. все «переходящие» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней. Это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

Великие (недвунадесятые) праздники Православной Церкви

Кроме двунадесятых праздников Православной Церкви есть еще и Великие (недвунадесятые) праздники. Они также любимы православными христианами (все даты указаны по новому стилю).

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

Просмотрено (36975) раз

Поделиться:

3 комментария

Прочитал вашу интересную и поучительную статью, за которую спасибо. Я вырос в одной семье с дедушкой и бабушкой, которые, не смотря на время (Советский Союз), были людьми истинно верующими. Поэтому, наверное и я по сей день, человек православный и регулярно хожу в церковь на литургии, исповедуюсь и причащаюсь. Стало интересно побольше узнать о церковных праздниках. Только что прочел на стороннем сайте, что святые праздники относятся к определенным дням, отмеченным в церковном календаре, имеют особенный характер служения. Цель их – вспомнить дни, которые каким-то образом показали человечеству славу Бога и дали нам путь к спасению души. Сейчас почерпнул полезные факты у вас. Такие статьи очень нужны для нас, простых людей. Еще раз спасибо и да хранит нас Господь.

Помогите разобраться в Великих праздниках и определить какие из них относятся к Богородичным? (Простите если не совсем корректно задан вопрос)

Здравствуйте, Елена!
Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.
Четыре Богородичных праздника входят в число наиглавнейших христианских торжеств. Среди них: Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери. Эти праздники именуются двунадесятыми.
Можно выделить и другие большие Богородичные православные праздники. Например, Покров Пресвятой Богородицы, дни памяти чудотворных богородичных икон (память Казанского образа Девы Марии), Собор Пресвятой Богородицы, Суббота Акафиста, положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии, зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
Относительно праздника Сретения Господня отмечают, что он по своим богослужебным особенностям также может считаться Богородичным праздником.

Оставить ответ Отменить ответ

Переводчик сайта

анонс

Продолжается сбор средств на реставрацию храма. подробнее

Православный календарь

Свежие записи

Рубрики

Архивы

Подготовительные недели

Скоро праздник

Церковные праздники

23 февраля — Неделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Седмица сырная (масленица) — сплошная далее » Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее

25 февраля — Иверской иконы Божией Матери далее » Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

26 февраля — Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) далее »

27 февраля — Равноап. Кирилла, учителя Словенского далее

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector