Акафист в воскресенье - Дневник садовода parnikisemena.ru
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акафист в воскресенье

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ АКАФИСТА

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  • Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

АКАѲИСТЫ

Акаѳистъ Воскресенію Христову.

В озбранный Воеводо и Господи, вѣчныя смерти побѣдителю, яко избавлься отъ духовнаго умерщвленія, похвальная восписую Ти, возсозданный Тобою, рабъ Твой. Ты же, яко имѣяй побѣду надъ смертію, отъ смерти грѣховныя свободи насъ зовущихъ: Іисусе воскресшій, воскреси души наша!

А нгели воскресеніе Твое, Христе Спасе, непрестанно поютъ на небесѣхъ, и насъ на земли сподоби чистымъ сердцемъ воспѣти Тебѣ сице:

І исусе непостижимый, всѣхъ вѣрныхъ просвѣщаяй, просвѣти и мя заблудшаго.

І исусе воскресшій, всѣхъ Собою оживляяй, оживи мя умершаго грѣхми.

І исусе на небо вознесыйся и возносяй на Тя надѣющихся, совознеси и мя долу преклоннаго.

І исусе сѣдяй одесную Отца и раздѣляяй славу съ любящими Тя, не лиши мя славы Твоея.

І исусе хотяй пріити судити живымъ и мертвымъ, не осуди мя по дѣломъ моимъ, но сотвори со мною по милости Твоей.

Читать еще:  Как рассчитывается день пасхи

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

В идя падшихъ человѣковъ, Господи, Ты вочеловѣчився совоскресилъ еси всѣхъ и, воскресивъ, даровалъ вся потребная ко спасенію: сице и мене умерщвленнаго грѣхми оживи зовуща: Аллилуіа.

Р азумъ не постигаетъ тайны Божественныя, како Источникъ жизни воскресаетъ, умерщвляя смерть; сего ради, точію сердцемъ испытующе радость воскресенія и тóю просвѣщаеми, со гласомъ веселія духовнаго взываемъ Ти сице:

І исусе входяй дверемъ заключеннымъ, вниди въ домъ души моея.

І исусе срѣтивый ученики на пути, срящи и мя на пути сея жизни.

І исусе воспламенивый сердца ихъ Твоими словесы, воспламени и мое хладное сердце.

І исусе давый Себе познати въ преломленіи хлѣба, даждь ми познати Тя въ Божественнѣй Евхаристіи.

І исусе обѣщавый Духа Святаго ученикомъ Твоимъ, ниспосли и мнѣ сего Духа Утѣшителя отъ Отца.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

С илою Божественною воскресивый Лазаря, воскреси и мене истлѣвшаго страстьми и многолѣтно лежащаго во гробѣ нераскаянія, да возставъ по гласу Твоему воспою спасаемый: Аллилуіа.

И мѣяй власть надъ смертію, изъ ада души воззвалъ еси, Іисусе; воззови и мене изъ глубины грѣховныя, да и азъ, очистивъ чувствія, блистающу Ти во свѣтѣ неприступнѣмъ, радостно воспою побѣдную пѣснь тако:

І исусе смерти побѣдителю, побѣди моя злыя страсти.

І исусе жизни подателю, даждь ми жизнь спасительную.

І исусе источниче радости, возвесели сердце мое во истинѣ Твоей.

І исусе пятію хлѣбы пять тысящъ насытивый, хлѣбомъ небеснымъ напитай мя.

І исусе надеждо падшихъ, изми мя изъ рова золъ моихъ.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

Б уря страстей смущаетъ и потопляетъ мя, но молю Тя Іисусе! яко Петру, простри ми руку помощи и, силою воскресенія Твоего воздвигнувъ мя, научи воспѣвати: Аллилуіа.

С лышаще радостную вѣсть воскресенія Твоего, Іисусе, небеса достойно веселятся, земля же радуется; и мы празднующе вѣчное веселіе, дерзаемъ взывати Тебѣ сице:

І исусе сѣдяй во свѣтѣ неприступнѣмъ, буди доступенъ всѣмъ по милосердію Твоему.

І исусе любяй созданія Твоя, не забуди и мене послѣдняго.

І исусе влекій къ Себѣ сердца, смягчи и мое окаянное сердце.

І исусе вся благая прошенія исполняяй, исполни и мое прошеніе, во еже паче всего любити Тя.

І исусе всяку каплю слезную пріемляй, не отрини и моихъ моленіи. Іисусе воскресшій, воскреси души наша!

Б огопріятная жизнь источается отъ Тебе, о Іисусе Сыне Бога живаго; сего ради молю Тя, да не погубитъ мя человѣкоубійца и да не заградитъ уста моя, вопіющая Тебѣ: Аллилуіа.

В идѣвше духомъ воскресшаго Господа, пріидите пиво піемъ новое, не отъ камене истекша, но отъ источника нетлѣннаго и живоноснаго гроба Спасителя, имже безплодную землю душъ нашихъ одождивъ, научи всѣхъ пѣти Ему сице:

І исусе напаяяй насъ Своею кровію, даруй мнѣ неосужденно пріимати пречестную кровь сію.

І исусе ниспосылаяй дождь на праведныя и грѣшныя, ороси и мя къ плодоношенію духовному.

І исусе невозгнушавыйся грѣшницы покаявшіяся, даждь и мнѣ нозѣ Твои омыти слезами благодаренія.

І исусе рекшій Ѳомѣ: блажени невидѣвшіи, но вѣровавшіи, даждь ми вѣру нелицемѣрную.

І исусе рекій: ищите и обрящете, даруй ми обрѣсти Тя единаго на потребу.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

П роповѣдуяй въ дусѣ неумолкающаго радованія Твое живоносное воскресеніе, Іисусе Боже мой, да буду и азъ грѣшный причастникъ сего воскресенія, поя Тебѣ непрестанно въ горнемъ Іерусалимѣ: Аллилуіа.

В озсіявый всему міру воскресеніемъ Своимъ Господь Іисусъ Христосъ, нынѣ вся исполняетъ свѣта, небо же и землю и преисподняя; да празднуетъ убо вся тварь Христово востаніе, въ немже утверждаеми вопіемъ сице:

І исусе вся исполняяй свѣтомъ Твоимъ, просвѣти и мои омраченныя очи.

І исусе небо и землю сочетавый, возведи мя отъ земли на небо.

І исусе снизшедый свѣтомъ Божества въ преисподняя, сниди въ преисподнюю души моея.

І исусе изведый изъ темницъ адовыхъ ожидавшія Тя души, изведи и мя грѣшнаго изъ мрака унынія, яко животъ мой аду приближися.

І исусе всѣмъ простираяй пречистѣи руцѣ Твои, объими и мя окаяннаго.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

Х отяй открыти силу Божества Своего Господь покрывается печатію Каіафы, да не нарушивъ оныя предъ стрегущими, побѣдоносно востанетъ и научитъ пѣти: Аллилуіа.

Д ивно и непостижно есть, како вчера спогребшійся Тебѣ Христе, днесь совостаю духомъ, Тебѣ воскресшему, и воспѣваю тако:

І исусе воскресшій, всѣмъ туне жизнь подаваяй, окрили умъ мой, да Тебѣ послѣдствуетъ.

І исусе освятивый землю Твоими стопами, освяти мысль мою, къ Тебѣ возносящуюся.

І исусе невозбранивый начертати пречистый образъ Твой, даждь и мнѣ имѣти выну въ души моей образъ Твоего воскресенія.

І исусе пріявый двѣ лептѣ вдовицы, пріими отъ мене пѣснь сію.

І исусе не осудивый блудницы, но на путь истины наставивый ю, не осуди и моихъ нечистыхъ устъ, въ пѣснопѣніи Тя лобызающихъ.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

С транно Бога вочеловѣчшася и воскресша мысленно видяще, всякое житейское отложимъ попеченіе, яко да Царя всѣхъ подъимемъ и воспоемъ Ему: Аллилуіа.

В есь былъ еси любовь къ падшимъ человѣкомъ, о Іисусе, и поставилъ еси на божественнѣй стражи богоглаголиваго Аввакума, да покажетъ свѣтоносна Ангела ясно глаголюща о воскресеніи Твоемъ; тѣмже и мы зовемъ Тебѣ сице:

І исусе стрегомый воинами, посли паки Ангела хранителя на стражу души моея, егоже азъ отгоняю грѣхи моими.

Читать еще:  Еврейская пасха в 2019 году

І исусе ослѣпивый очи стрегущимъ Тя, блистаніемъ Божества, отврати очи мои отъ суеты и просвѣти къ познанію истины.

І исусе вопрошавый Апостола Петра, «любиши ли Мя?» даждь мнѣ имѣти образъ любве его.

І исусе простивый тому Апостолу отреченіе, прости и мнѣ ежечасныя отреченія отъ повелѣній Твоихъ.

І исусе давый власть вязати и рѣшити, разрѣши мя отъ неправдъ моихъ.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

В се естество человѣческое Тобою воспріятое прославися воскресеніемъ Твоимъ, Іисусе, и даруеши тѣлесамъ нетлѣніе: тѣмже мы видяще сіе знаменіе въ останкахъ святыхъ, вопіемъ со умиленіемъ: Аллилуіа.

В ѣтія богоглаголивыя утренюютъ духомъ, срѣтая Тя исходяща изъ гроба, и вмѣсто мѵра приносятъ Ти пѣснь яко солнцу правды и Владыцѣ, съ ними же наши молитвы пріими сицевыя:

І исусе пріемый мѵро на Тя изліянное, пріими и мною изліянныя славословія.

І исусе Солнце истины, просвѣти душу мою.

І исусе рыбари содѣлавый ловцы человѣковъ, улови и мою злую волю въ Твое послушаніе.

І исусе изъ Савла содѣлавый первоверховнаго Апостола, вразуми и мя заблуждающаго.

І исусе молитвами Апостола сего и всѣхъ святыхъ Твоихъ пощади мя грѣшнаго.

І исусе воскресшій, воскреси души наша.

С пасти хотяй родъ человѣческій Іисусе, снизшелъ еси на землю и Богъ сый воспріялъ еси немощи наша, да и въ нихъ явится сила Твоя, подвизающая пѣти: Аллилуіа.

Ц арю воскресшій Іисусе Христе Спасителю нашъ! Ты снизшедый въ преисподняя земли и сокрушивый вереи вѣчныя, содержащія связанныя души, свободи и мене отъ узъ грѣха взывающа Тебѣ сице:

І исусе вручивый возлюбленнаго ученика Матери Твоей, вручи и мя спасительному Ея смотренію.

І исусе страданія Матере Твоея обративый въ радость, даждь и мнѣ окаянному терпѣливо понести крестъ мой.

І исусе давый мірови заступницу Матерь Твою, даждь и мнѣ грѣшному быти подъ кровомъ Ея.

І исусе младенцамъ невозбранивый прикасатися къ Тебѣ, даруй мнѣ ихъ незлобіе.

І исусе рекій блудницѣ: «иди, и отселѣ не согрѣшай», даждь ми ктому не прогнѣвляти Тя.

І исусе воскресшій, воскреси души наша.

П ѣніе умиленное о воскресеніи Твоемъ даруй мнѣ принести Тебѣ, о Спасителю мой! и въ немъ да пріиметъ душа моя елей исцѣленія отъ душевредныхъ мечтаній и да поетъ выну Тебѣ: Аллилуіа.

С вѣтопріимно отъ воскресенія Твоего воспріявше лучи благодати, и чрезъ нихъ яко въ зерцалѣ видяще духовно Твое живоносное востаніе, покланаемся кресту Твоему честному и святое воскресеніе Твое поемъ и славимъ сице:

І исусе преклонивый небеса, пріими поклоненіе наше благоутробно.

І исусе уснувый плотію яко мертвъ, умертви наша плотскія похоти.

І исусе всего Себе давый на спасеніе человѣковъ, даждь и мнѣ всецѣло предатися Тебѣ.

І исусе возшедый на небеса уготовати мѣсто любящимъ Тя, всели и мя во обители Твоя.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

Б лагодать даждь и мнѣ всѣхъ возлюбивый Іисусе и пріими мое моленіе, яко дань приносимую Тебѣ, и отжени отъ души моея вся лукавая, да неосужденно воспою Тебѣ: Аллилуіа.

П оюще Твое всеславное воскресеніе, величаемъ Тя, о Іисусе Христе Боже нашъ! и вѣруемъ, яко даруеши всѣмъ животъ вѣчный; того ради въ сей нареченный и святый день, яко братія другъ друга объимемъ, ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ, и едиными усты и единѣмъ сердцемъ возопіимъ Тебѣ тако:

І исусе благословляяй благословлящія Тя, благослови и нынѣ посильный трудъ мой.

І исусе освящаяй на Тя уповающія, освяти желанія и намѣренія моя.

І исусе обѣщавый быти съ вѣрными до скончанія вѣка, пребуди неотлучно и со мною грѣшнымъ.

І исусе Слово Ѵпостаси Отчей, очисти недостойное мое слово къ Твоему пѣснопѣнію.

І исусе Пасха спасительная, отъ смерти къ жизни приводящая, всели мя въ чертогъ Твой, просвѣтивъ одѣяніе души моея.

І исусе воскресшій, воскреси души наша!

О , Іисусе Христе, смертію смерть поправый и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавый! пріими въ воню благоуханія духовнаго сіе малое моленіе наше и сущимъ намъ во гробѣхъ нерадѣнія даруй животъ вѣчный, да поемъ Тебѣ. Аллилуіа.

Сей кондакъ глаголи трижды.
И паки чтется 1-й икосъ: А нгели воскресеніе Твое. И паки 1-й кондакъ: В озбранный Воеводо и Господи.

Источникъ: Акаѳистъ Воскресенію Христову. — Приложеніе къ Апрѣльской книжкѣ «Странника» за 1861 г. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1861. — 8 с.

Впереди суббота пятой недели Великого Поста. Это особенная суббота. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день, Суббота Акафиста. О том, что это за праздник рассказывает НС.

Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля. Фреска из церкви Ризоположения в Московском кремле. 1644 г.

Акафист , — с греческого переводится как неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют не садясь, стоя». В древности искусство церковной поэзии было очень развито, и кондак нынешнего акафиста представлял из себя самостоятельное и большое поэтическое произведение. Так известный кондак (Самое слово «кондак» греч. κοντάκιον произошло от κοντάκ — палочка, на которую наматывался свиток пергамента с текстом. Кондак в его теперешнем облике и объеме — небольшое песнопение в одну, две строфы.) «Взбранной Воеводе …», сначала тоже был песней, славящей Божию Матерь, звучал по другому, и состоял из множества строф и выражающий благодарность за неоднократное спасение от врагов варваров, покушавшихся на Константинополь с 626 года. Тогда авары и славяне стояли у стен Константинополь, и только заступничество Божией Матери спасло город.

Читать еще:  Паска в 2019

Известные нам слова кондака «Взбранной Воеводе Победительная, яко ибавльшеся от злых…» появились тогда же, в 626 году и их автором предположительно был святой роман Сладкопевец. Кондак превратился в победную благодарственную песнь, обращённую к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых». В современном (по крайней мере с XV века) церковнославянском переводе слова «град Твой» заменены на «раби Твои». Текст «Взбранной Воеводе…» стал зачином, как бы предисловием уже существовавшей к тому времени песни-поэме, славящей Пресвятую Богородицу. Зачин этот стал первым кондаком в тексте современного Великого акафиста, читаемом на празднике Похвалы Пресвятой Богородицы.

Храм во Влахерне на месте того храма, где первый раз прочитали акафист Пресвятой Богородице

Наше почитание этого праздника символично. Первый раз в истории Церкви, как церковный гимн, Великий акафист был прочтен во Влахернском храме, ночью, патриахом Константинопольским Фотием, после чудесного избавления города от неприятельского флота россов, наших предков, осаждавших город в 860 году. Император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Вот как описывается это чудо в «Повести временных лет»: «… и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.»

Тогда, в 860 году, на Константинополь нападали воинственные росы, наши предки.

«Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой — правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом, — а вскоре прибыло от них посольство в царственный город, прося приобщить их божьему крещению. Что и произошло» (Theoph. Cont. 196.6-15; цит. по: Продолжатель Феофана. С.84).

С тех пор христианская вера стала распространяться в среде россов. В 988 году, то есть через 128 лет после этого события, Русь крестилась. Мы, потомки россов, избавить от нашествия которых, просил Божию Матерь патриарх Фотий: «Взбранной воеводе победительная!», теперь и сами, вечером в пятницу, придя в храм, будем славить Божию Матерь этими же словами, так как в IX веке Церковью было установлен праздник названный Похвала Пресвятой Богородице в честь чудесных избавлений от врагов Ее заступничеством. День праздника был назначен на пятую субботу Великого Поста. Постепенно сложилось чинопоследование чтения Великого акафиста в день праздника. Этот Великий акафист, единственный в своем роде, так как все остальные акафисты были написаны в подражание ему, первому. На особенной службе, которая бывает единственный раз в году в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, мы будем молиться, и просить Божию Матерь освободить нас от всяких злых. Ведь теперь Она и наша заступница.

Икона Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах. XIV в.

НС попросил прокомментировать это событие патролога иерея Михаила Асмуса:

— Почему именно этот день, суббота пятой недели Великого Поста, был назначен для празднования праздника?

— Само чудо произошло в этот день — субботу пятой недели Великого Поста. Но так как Церковь живет и по пасхальному календарю, то праздник в день, связанный с Пасхой, будет переходящим.

— Можно ли найти этот акафист в обычных молитвословах и акафестниках и читать его дома?

— Этот акафист есть в каждом молитвослове. Он так и называется – Акафист Пресвятой Богородице. Он самый известный и расхожий акафист Пресвятой Богородице. Собственно говоря, это первый акафист и все остальные возникли в подражание ему.

— Если можно прочитать его дома, то почему в Церкви такое значение придают этому празднику?

— Все любят акафисты Божией Матери. Особенно русские, у которых появилось множество подражаний. В церковном сознании за этим днем закрепилась тема чудесного вмешательства Богородицы в военные дела государства. И то, что в истории и в богослужении было отнесено к Константинополю, каждый православный город пытается отнести к себе. Конечно, можно и дома прочитать этот акафист, но общественное богослужение выражает соборность Церкви. И о православной государственности напоминает такое общественое чтение Великого акафиста, потому что такие чудеса были возможны только благодаря Православию, как государственной религии.

Великий акафист состоит из Кондаков, перемежающихся Икосами. Икос, в отличие от кондака содержит текст радостного прославления («Радуйся, еюже радость возсияет: радуйся, еюже клятва исчезнет…» и т.д.) и особую, повторяющуюся в конце каждого икоса, одинаковую концовку-рефрен («Радуйся, Невесто неневестная»). Кондак и икос составляют как бы один блок акафиста. Всего таких блоков 12. Эта структура теперь у всех акафистов.

Чтение Великого акафиста вечером в пятницу вписано в службу всенощного бдения перед субботой. Читается не сразу весь акафист, а частями четыре раза: после шестопсалмия (шесть псалмов, читаемых в начале утрени, когда гасят все свечи), во время Полиелея (часть праздничной утрени, начинающаяся со слов «Хвалите Имя Господне…» и до пения канонов), после 3-й и 6-й песен канона.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector