3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освещенные яйца и куличи

Когда нужно освящать яйца и куличи на Пасху

Пасха – это один из самых почитаемый христианских праздников. Он связан с большим количеством различных обрядов и традиций. Традиционно люди ходят в церковь, чтобы освятить пасхальную корзинку с продуктами. Почему так заведено? Когда нужно это делать и что нужно класть в пасхальную корзинку? С этими вопросами сталкиваются многие христиане, поэтому попробуем на них ответить.

Традиция

И церковь это также приветствует, ведь вкушение священной пищи будет напоминать людям об их духовном предназначении, о причащении истинной Пасхи Христовой.

Это символическое завершение великого поста. Придя домой, люди могут поставить на стол естества, в которых они ограничивали себя до Пасхи.

Когда освещают куличи и яйца на Пасху?

Большинство людей делают это в ночь с субботы на воскресенье. Однако по христианским правилам это можно начинать делать в субботу, после утренней литургии и до 9 часов вечера. Разрешается освящать приходить в церковь для освящения еды и воскресенье.

Что еще из еды можно положить в пасхальную корзину?

Яйца и куличи – это не единственные естества, которые можно положить в пасхальную корзину. Согласно церковным традициям можно освящать и такие продукты:

  • соль. Это символ достатка, поэтому издавна люди освещали ее. Она также является оберегом, который будет защищать человека от недобрых людей и неприятностей на протяжении всего года. Соль традиционно готовят в четверг, а в субботу или воскресенье – только освещают;
  • хрен. Это символ несокрушимого духа. Есть легенда, что Иисуса Христа пытались отправить корешками хрена. В то время из-за своего специфического вкуса он считался ядовитым. Освященный корень хрена будет вселять в человека веру, поэтому его нужно обязательно класть в пасхальную корзину;
  • мясо. В церковь нельзя приносить продукты из крови, а вот колбасы, ветчину, различные копчености освящать можно;
  • вино. В церкви разрешено освящать только кагор. Этот напиток используется в церковных обрядах, поэтому церковь приветствует его присутствие в пасхальной корзинке. Все остальные алкогольные напитки лучше оставить дома.

Дополнить пасхальную корзину можно свечами, вечнозелеными растениями, пасхальными рушниками.

Освящение куличей в храмах

В предпраздничные и праздничные дни церковь открыта для всех. Любой желающий может прийти сюда, помолиться, освятить еду и послушать церковные песнопения. Для пасхальных корзинок в церкви ставится специальный столик.

Сюда еду ставят люди, которые присутствуют на службе, слушают песнопения. Столик с угощениями освящается в первую очередь. Священник окропляет их святой водой и поздравляет людей со светлым праздником.

После этого батюшка выходит на улицу и освящает еду тех, кто не присутствовал на службе.

Что нужно знать

Правил, которых нужно придерживаться в церкви во время освящения еды, немного. Но все прихожане должны их знать:

  1. Если вы принесли свечи, вставьте их в пасхальный кулич и зажгите до того, как начнется служба.
  2. На приветствие батюшки: «Христос воскрес» нужно обязательно отвечать: «Воистину воскрес».
  3. Во время совершения обряда необходимо сохранять молчание. Можно повторять про себя молитву.

Советы на заметку

  1. Продукты, освященные в церкви, нельзя выбрасывать. Если у вас много угощений, и вы понимаете, что не успеете их все съесть, лучше раздайте их друзьям, знакомы, просто нуждающимся людям.
  2. В церкви нельзя освящать деньги и другие вещи, представляющие материальную ценность.
  3. Вовсе необязательно доверху заполнять пасхальную корзину. Не стоит забывать, что Пасха – это праздник души. Не складывайте продукты в хаотичном порядке, относитесь к содержимому с уважением.

А вы знаете историю почему на Пасху пекут куличи — об этом и других традициях читайте в нашей статье.

Читайте как приготовить александрийское тесто для кулича по нашему рецепту.

Вопрос-ответ

Что надеть в церковь?

Согласно церковным правилам женщина, которая планирует прийти в церковь, не должна ярко одеваться, наносить броский макияж. Одеваться нужно максимально скромно: средняя или длинная юбка, закрытая кофточка, косынка или платок на голове. А вот мужчинам во время посещения храма нужно снять головной убор.

Когда нужно печь куличи и красить яйца?

По церковным традициям делать это нужно в Чистый четверг, после службы, посвященной этому дню, и причащения. Большинство людей предпочитают делать это в пятницу, но в этот день лучше не заниматься никакими бытовыми вопросами.

Нужно ли соблюдать ритуалы во время приготовления куличей и яиц?

Нет, церковь не приветствует никаких обрядов и ритуалов. Все, что вы можете сделать – это помолиться и попросить божьего благословения.

Могут ли освящать еду некрещеные люди?

Да, могут. Церковь открыта для всех желающих поучаствовать в богослужение и освящении еды. Единственное, что церковь не разрешает делать некрещеным людям – это причащаться.

Что должно быть на праздничном столе?

После пасхальной службы на стол можно ставить все виды пищи. Однако нужно не забывать, что продуктов должно быть в меру. Если вы соблюдали пост, не нужно «набрасываться» на еду. Переедание можно стать причиной проблем с желудком.

Всем ли нужно освящать еду в церкви?

Нет, не всем. Церковь призывает делать это по желанию. Если вы не хотите этого делать или у вас не получается, то приходить в храм, слушать песнопения, освящать еду необязательно.

Что делать со свечками после службы?

Свечки нужно оставляются в храме, где они и догорают. Забирать их домой нельзя. Так можно делать только в Чистый четверг, когда после чтения Евангелия свечи нужно потушить.

Нужно ли приносить продукты на Литургию или лучше сделать это потом?

Продукты, которые вы хотите освятить в церкви, необходимо принести сразу с собой. Можно принести только яйца и кулич. Когда вы придете домой, поставьте их рядом с другими продуктами, чтобы они также освятились.

Когда нужно разговляться на Пасху?

Разговление – это первая трапеза после окончания поста. Совершается она после причастия и Литургии. Если вы присутствовали ночью на Литургии, то сразу по приходу домой можете приступать к пасхальной трапезе. Если вы не смогли присутствовать в церкви, то разговляться нужно тогда, когда в церкви заканчивается праздничная Литургия.

Ходить в церковь и придерживаться пасхальных традиций нужно не по принуждению, а по желанию. Только в этом случае это принесет вам пользу. Освящение еды – это традиция, которую наш народ чтит и старается соблюдать.

Читать еще:  Пасхальные яйца из теста

Но если у вас не получилось попасть в церковь и освятить пасхальную корзинку, просто помолитесь и попросите божьего благословения. Бог милостив и слышит всех, кто обращается к нему с искренними побуждениями.

Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли?

Речь не о магии, а о благодарности Богу

Протоиерей Александр Агейкин

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасх.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Читать еще:  Когда освещают яйца и куличи на пасху

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, — это становится неправильным.

Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасх, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасх, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасх полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, ни пасх. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа.

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Пасхальные ритуалы и обычаи. Что значат эти куличи и яйца?

В магазинах появляются куличи, работники торговли приготовились к повышенному спросу на яйца, страницы журналов пестрят различными праздничными рецептами, а на улицах появились плакаты с надписями «Христос Воскресе!».

Пасха! Важнейший христианский праздник, торжество из торжеств, праздник праздников, установленный в честь воскресения Иисуса Христа. И мы послушно красим луком яйца, покупаем и освещаем куличи, ходим в церковь на праздничную службу и принимаем участие в Крестном ходе, а быть может, просто смотрим по телевизору прямую трансляцию из Иерусалима, испытывая удовлетворение от того, что отдали дань какой-то малопонятной традиции, и редко когда задаемся вопросами: «А при чем здесь куличи?», «Почему яйца, и именно красные?», «Зачем к столу подают пасху?» и т.п. А между тем история Пасхи и пасхальные традиции не менее интересные, чем само празднование.

Приготовления

К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано, непременно (по народной примете) вымыты окна. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром его еще называют Чистый четверг. В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай, — считалось, что целебный можжевеловый дым, своего рода благовоние Центральной России, — защищает человека и скот от болезней. Именно в этот день также положено красить яйца, делать пасху, замешивать тесто для куличей — пожалуй, для хозяек это один из самых хлопотных дней в году. Приготовление пасхального стола стараются закончить именно в четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня траура и молитвы.

Не забывали в старину и о личной гигиене — раньше в этот день многие купались в проруби. Именно в этот день впервые подрезали волосы годовалому ребенку (делать это раньше считалось грехом), а девушки подрезали кончики своих кос — чтобы волосы были гуще и лучше росли.

Однако у Великого четверга есть еще одно название — Страстной четверг, день Тайной вечери, и православные стремятся в этот день в первую очередь очиститься духовно, причаститься, — именно в этот день на Тайной вечере Христом и было установлено таинство евхаристии, или причащения.

Что касается освящения куличей, творожных пасх и яиц, то, как правило, в небольших сельских церквях их освящают в храмах в воскресенье сразу после пасхальной службы, а в больших городах, когда в этот день в храм приходит огромное количество народу, это делают за день до этого, в субботу.

Пасхальное богослужение

Богослужение в Пасху особо торжественное. Как правило, оно начинается незадолго до полуночи, но лучше прийти в церковь заранее, чтобы не оказаться за порогом, — большинство церквей в пасхальную ночь набиты битком и многие прихожане занимают места уже за несколько часов. Из церкви начинается и Крестный ход, названный так потому, что священник несет перед собой крест. Процессия три раза обходит вокруг церкви с пением. Участников Крестного хода церковь сравнивает с женами-мироносицами, которые первые встретили Христа воскресшим. В это время бьют колокола — в течение пасхальной недели во всех православных церквях, как правило, любому желающему разрешается подняться на колокольню и позвонить. А после окончания службы верующие христосуются — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!». Свечу, с которой обходили Крестным ходом вокруг церкви, раньше обычно сохраняли, приписывая ей чудесные свойства. На этом торжественная часть заканчивается, и начинается пасхальный пир. В течение всех 40 дней Пасхи, а особенно на первой неделе, ходят в гости, дарят крашеные яйца и куличи, а в старину еще и играли в пасхальные игры.

Читать еще:  Как полезно есть яйца

Крашеные яйца

Яйца на Пасху красят все — и верующие, и те, для которых это просто веселый обычай. И правда, какая Пасха без яиц? Ведь яйцо — не только символ жизни, плодородия и весеннего возрождения природы. Еще задолго до Христа яйцо считали прообразом самой Вселенной. Сама форма яйца — овал — у греков символизировала чудо.

Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. Считается, что в день, когда он родился, одна из кур его матери снесла яйцо, помеченное красными точками. Это истолковали как знак того, что родился будущий император. Со временем у римлян вошло в обычай посылать друг другу в качестве поздравления окрашенные яйца.

Причин же, по которым православные красят на Пасху яйца именно в красный цвет, называют несколько. Существует версия, что это делают потому, что в пасхальные праздники яйцо окрашено кровью Христа.

Другая легенда гласит, что после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. На столе среди прочих блюд были жареная курица и вареные яйца. Один из гостей, вспомнив про Христа, сказал, что тот воскреснет на третий день, на что хозяин дома ответил, что это будет возможным, только если курица на столе оживет, а яйца станут красными. И в тот же миг курица ожила, а яйца покраснели.

Однако самая распространенная версия — что после воскресения Христа его последователи разошлись по разным странам, разнося повсюду весть о том, что Христос победил смерть. И Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. В подарок императору Мария преподнесла яйцо как символ воскресения Христа. Император же усомнился в этом и сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо тут же стало красным. Потому, несмотря на то что яйца красят в разные цвета, традиционным цветом считается именно красный, цвет жизни и победы.

Также существует и вполне бытовое объяснение обычая крашения яиц. Его сторонники утверждают, что так как во время сорокадневного Великого поста нельзя есть яйца, а курицам-несушкам объяснить это невозможно, то за время поста скапливалось огромное число яиц, которые нельзя было съесть сразу. Чтобы они не пропали, их варили, а чтобы не путать с невареными, их красили натуральными красителями, в частности луком, который и придавал им темно-красный цвет. Со временем хозяйственная необходимость превратилась в праздничный ритуал.

Пасха

Это особое сладкое блюдо из творога имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень, и ее, как правило, украшают буквами «ХВ». Она также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного, и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.

Кулич

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении. В память о том, что Христос, приходя к своим ученикам после воскресения, сам вкушал с ними пищу, апостолы во время еды не занимали среднее место за столом, оставляя перед ним хлеб, будто Христос незримо присутствовал среди них. Таким образом, пасхальный артос — символ самого Иисуса. Всю Светлую седмицу (праздничную неделю после Пасхи) он занимает в храме самое видное место и раздается верующим в субботу этой недели. К настоящему времени сложился обычай и в каждой семье печь сдобный хлеб — кулич, как бы домашний артос, и освящать его в церкви.

Народные обычаи

Раньше в пасхальную ночь — как только зазвонят колокола — всюду в деревнях зажигались огни. Около церквей разжигали костры, зажигали развешенные накануне фонарики, на холмах поджигали смоляные бочки. Оставшиеся от костров угли собирали и закладывали под крышу — дабы защитить дом от пожара и молнии. Во многих местах перед началом пасхальной службы и после ее окончания было принято стрелять из ружей. Особенно распространенной эта традиция была среди охотников — считалось, что тем самым не только обеспечишь себе удачную охоту на весь год, но также непременно убьешь черта. К тому же «стрелять — значит Христа встречать».

А на севере России после окончания пасхальной службы скорее бежали домой разговляться — считалось, что кто быстрее прибежит, тот раньше других соберет урожай.

Народные гулянья на Пасху сегодня уже не проводятся с таким размахом, как раньше, когда они продолжались от одного дня до 2—3 недель (в зависимости от местности) и носили название Красная горка — время хороводов и разнообразных игр. Так же как люди христосуются трижды в щеки, христосуются и пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы. Раньше дети везде играли в «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. У пасхальных яиц были и разные «практические» применения — их катали по земле, чтобы она была плодородной; яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху; зачастую их не ели сразу, а берегли в течение всего года, чтобы использовать как защиту дома от пожара, а посевов — от града.

Следует сказать, что по традиции на Пасху никогда не ходят на кладбище, более того, в связи с этим радостным днем прекращается даже поминовение усопших в течение всей Светлой седмицы. Родительский день — Радоница — отмечается на десятый день после Пасхи, а обычай посещать на Пасху могилы родственников возник в советское время — как попытка превратить церковный праздник в своего рода день поминовения усопших.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector